Аналог ЕГАИС для молочных продуктов решено заменить маркировкой
Этого больше года добивались крупнейшие переработчики Danone и PepsiCoГотовая молочная продукция будет исключена из учета в системе электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Соответствующий проект приказа Минсельхоза уже опубликован на портале regulation.gov.ru: согласно ему ЭВС не должна касаться молочной продукции в потребительской упаковке.
С 1 июля ЭВС должна была стать обязательной для продукции животного происхождения, причем как для сырья, т. е. сырого молока, мяса, рыбы и проч., так и для переработанной продукции вроде молока в упаковке, кефира, йогуртов, сыров, колбас. Цель системы ЭВС «Меркурий», которую участники рынка сразу окрестили продуктовой ЕГАИС, – проследить путь продукции от поля до прилавка, объяснял основной идеолог системы – Россельхознадзор.
Однако с самого начала крупные производители молочной продукции, такие как Danone и PepsiCo, выступали против ЭВС в отношении готовой переработанной продукции. Они указывали на несовершенство самой системы, отсутствие ветеринарных рисков в готовой продукции, предупреждали о возможных перебоях в поставках с началом действия системы. В итоге отношения между службой и производителями испортились: Россельхознадзор усилил контроль за их предприятиями, нашел антибиотики в продукции Danone и PepsiCo и даже обвинил последнюю в хакерской атаке с целью шпионажа.
Подключением к ЭВС переработчиков озаботились и ритейлеры: половина поставщиков не готова подключиться к системе, что грозит сбоем в поставках и дефицитом на полках, заявлял весной представитель крупнейшего ритейлера в стране – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Похожую статистику представлял и «Магнит».
Сбербанк борется за маркировку
Маркировать товары должен не только Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, принадлежит структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, «Ростеху» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому), но и другие операторы. Это следует из письма президента Сбербанка Германа Грефа вице-премьеру Дмитрию Козаку, с которым ознакомились «Ведомости» (подлинность документа подтвердил источник, знакомый с ходом обсуждения вопроса). Греф предложил задействовать при формировании каталога маркируемых товаров облачный сервис Сбербанка «Корус каталог» и допустил создание совместного предприятия с «Ростехом» в этой сфере.
По словам источника, знакомого с ходом обсуждения вопроса, Козак поручил профильным министерствам рассмотреть предложение Грефа.
Оборудование для маркировки сейчас стоит дорого, отмечает глава Сбербанка в своем письме. В пример он приводит затраты на маркировку производителя лекарств «Солофарм» – 250 млн руб. Основатель «Солофарма» Олег Жеребцов оценивает расходы на оснащение необходимым оборудованием каждой автоматической линии, упаковывающей лекарства, в 20 млн руб. Эта оценка касается всей отрасли в целом, подчеркивает он. Только у «Солофарма» десятки таких линий, рассказывает Жеребцов.
Многие производства уже оснащены необходимым оборудованием, его стоимость отличается в зависимости от скорости автоматических линий и степени автоматизации производственных процессов, рассказывает человек, близкий к проекту маркировки. Затраты на модернизацию каждой линии он оценивает в 3–15 млн руб.
«Ростех» готов к взаимодействию со всеми участниками рынка для построения эффективного и прозрачного механизма маркировки, говорит представитель «Ростеха».
ЦРПТ выступает за то, чтобы к каталогу маркируемых товаров присоединялись другие разработчики программных продуктов, отвечает председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин. Оборудование для маркировки, локализуемое «Ростехом», находится в равных условиях с продукцией других производителей, уверяет он.
Появление конкуренции должно позитивно сказаться на стоимости маркировки, поэтому «Солофарм» поддерживает расширение круга участников программы, отмечает Жеребцов.
Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
Светлана Ястребова
Необходимо пересмотреть систему [«Меркурий»] так, чтобы она не ударила по производителям молочной продукции, отметил Мантуров. В итоге ЭВС будет действовать, как и планировалось, в отношении сырья животного происхождения, а готовая продукция будет маркироваться. На этом настояли переработчики молока – обсуждение велось с начала 2018 г., рассказывали ранее источники «Ведомостей», близкие к компаниям – производителям продуктов. «Соответственно, будет происходить стыковка двух систем: сырье заходит по системе «Меркурий», т. е. по ЭВС, а на готовую продукцию уже будет включаться маркировка», – резюмировал Мантуров.
Сейчас в России маркируются меховые изделия и идет пилотный проект маркировки лекарств и сигарет с помощью меток Data Matrix; оператором выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
Вопрос замены ЭВС на маркировку для готовой продукции обсуждался без привлечения Россельхознадзора, заявила представитель службы Юлия Мелано. Пока измененный приказ Минсельхоза не подписан, говорить не о чем, заметила она. Правда, Минсельхоз на основании поручения профильного вице-премьера Алексея Гордеева прорабатывает перечень готовых продуктов, подлежащих ЭВС, сообщил представитель ведомства, не уточнив деталей.
PepsiCo удовлетворена таким решением, говорит вице-президент «PepsiCo Восточная Европа» Сергей Глушков: в отличие от «Меркурия», имеющего разрешительный характер, маркировка позволяет государству и производителям отслеживать движение сырья и товаров, но не ставить под угрозу поставки продукции в сети. Такого же мнения придерживается и региональный вице-президент по корпоративным отношениям Danone в России и СНГ Марина Балабанова: маркировка позволит избежать сбоев в поставках и обеспечить прослеживаемость.
Danone в конце мая подписала с ЦРПТ соглашение об участии в эксперименте по маркировке молочной продукции. Условием участия в эксперименте стал вывод молочной продукции из-под ЭВС. Сейчас Danone готова начинать работу с ЦРПТ и Минпромторгом, отметила Балабанова. Пилотный проект рассчитан на 1,5 года начиная с 1 июля. После система может быть доработана с учетом замечаний, говорит она. PepsiCo в ближайшее время тоже примет участие в пилотном проекте ЦРПТ, заверил Глушков. Представитель ЦРПТ это подтвердил.