Российские НПЗ могут столкнуться с проблемой сбыта бензина

Внутри страны спрос растет медленно, а экспорт сдерживает недостаток мощностей в портах
Уже сейчас сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина
Уже сейчас сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина / Андрей Гордеев / Ведомости

В России сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина, говорится в презентации Argus Consulting «Нефтепереработка РФ в 2019 г.: Ожидания и перспективы». В 2018 г. после запуска новых установок на «Танеко» и Антипинском НПЗ мощности по производству бензина увеличились почти на 2 млн т, указывают эксперты.

Еще в 2011 г. государство поставило задачу перед нефтяными компаниями увеличить выпуск светлых нефтепродуктов – бензинов, дизтоплива, авиакеросина – в ожидании роста спроса на них. «Тогда рынок бензина регулярно балансировал на грани дефицита: любой незапланированный ремонт или остановка НПЗ, увеличение экспортных поставок приводили к кризису», – напоминает старший аналитик Argus Consulting Сергей Агибалов. Нефтяники увеличили производство бензина за счет модернизации заводов или строительства новых установок. Еще девять НПЗ будут модернизированы до 2026 г., что увеличит производство бензина класса «Евро-5» на 3 млн т.

Уже сейчас сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина. Но из-за того что внутренний спрос на бензин растет медленно, а на экспортных рынках усиливается конкуренция, производителям придется решать новую задачу – искать эффективные каналы сбыта, указывают эксперты Argus Consulting.

По данным Минэнерго, в прошлом году производство бензина выросло на 200 000 т до 39,4 млн, экспорт сократился на 100 000 т до 4 млн по отношению к 2017 г. Поэтому эксперты Argus Consulting не прогнозируют существенного роста выпуска и экспорта бензина в 2019 г. «Мы ожидаем умеренный рост выпуска бензина в России, по мере того как компании будут находить рынки сбыта», – говорит Агибалов.

По его словам, на внутреннем рынке будет ужесточаться конкуренция. К примеру, дополнительный бензин, который будет производиться на «Танеко», потеснит бензин башкирских заводов «Роснефти» на рынке Татарстана, а продукция Антипинского НПЗ составит конкуренцию бензину Омского НПЗ («Газпром нефть») в Тюменской области.

В то же время экспортные возможности заводов ограничены из-за недостатка перевалочных мощностей светлых нефтепродуктов в северо-западных и южных портах России. А увеличение производства бензина в Казахстане уже привело к вытеснению части российского бензина с премиального рынка Центральной Азии и этот тренд продолжится в 2019 г., считают эксперты Argus Consulting. «В результате модернизации НПЗ Казахстана снизилась доля поставок в южном направлении, – согласен аналитик Vygon Consulting Евгений Тыртов. – В условиях стабильного спроса на бензин на внутреннем рынке компании вынуждены искать новые рынки сбыта».

По мере модернизации НПЗ производство бензина будет расти, поэтому можно ожидать увеличения профицита, отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Есть риск, что мощности заводов будут недозагружены, продолжает аналитик АКРА Василий Танурков: «Крупнейшее экспортное направление для нас – ЕС, но и там избыток собственных мощностей по бензину и нехватка дизтоплива, в итоге мы в основном экспортируем дизтопливо». После модернизации заводов может встать вопрос о дополнительном увеличении экспорта дизтоплива, предупреждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. При том что российские компании уже направляют на экспорт около 44% дизтоплива, бензина – пока 10%.

Но найти покупателя на бензин в Европе сложнее. Там давно наблюдается дисбаланс между потреблением и производством бензина и дизельного топлива: спрос на дизель растет, в том числе из-за налоговых стимулов, а на бензин – падает, объясняет Маринченко: «В итоге в Европе переизбыток бензина – его излишки идут в США, а также Африку и Азию. Вероятно, последние два региона могли бы стать потенциальными рынками сбыта для российского бензина».

Некоторые российские НПЗ будут вынуждены сократить выпуск бензина. Возможным вариантом для них будет увеличение выпуска и экспорта прямогонного бензина (нафта), а также отдельных компонентов бензина, найти спрос на которые легче, говорит Агибалов.

В 2018 г. компании во многих случаях не загружали процессы для производства автобензина, реализуя нафту, подчеркивает аналитик Vygon Consulting Евгений Тыртов. В итоге выпуск нафты вырос на 500 000 т. Новые мощности на НПЗ могут служить для производства прямогонного бензина, а не автомобильного, а это сырье для нефтехимии, согласен Танурков.

Минэнерго, нефтяные компании на запросы «Ведомостей» не ответили.

Уже сейчас сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина