В России начал дешеветь бензин

Но это продлится недолго, прогнозируют эксперты
Темпы роста цен на дизель сильно превосходили в прошлом году динамику роста цен на бензины
Темпы роста цен на дизель сильно превосходили в прошлом году динамику роста цен на бензины / Андрей Гордеев / Ведомости

За прошлую неделю Аи-92, Аи-95 и дизтопливо подешевели в Московском регионе на 1 коп., свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации. Из ее статистики видно, что сильнее всего снизила цены на АЗС компания Shell (19 заправок в Москве и более 300 по России): на 30 коп. на дизтопливо (падение 0,6% до 47,99 руб. за литр), на 40 коп. на Аи-92 (1% до 42,79 руб. за литр), а также на 50 коп. на Аи-95 (1,1% до 45,49 руб. за литр). С чем связано снижение, представитель Shell в России не ответил.

Цены начали падать и у вертикально-интегрированных компаний в некоторых регионах России, информацию по ним приводит «Интерфакс» по данным ЦДУ ТЭК. Так, Аи-92 подешевел в Белгородской (на 50 коп.), Тамбовской (10 коп.), Мурманской (4 коп.) областях и Ямало-Ненецком автономном округе (44 коп); Аи-95 снизился в цене в Костромской (40 коп.), Белгородской (90 коп.) и Иркутской (1,5 руб.) областях, а дизтопливо – в Кировской (1,1 руб.), Курской (6 коп.) областях и Ямало-Ненецком округе (1 руб.).

«Не стоит ориентироваться на эти данные, это незначительные колебания», – предостерегает собеседник «Ведомостей», принимающий участие в работе правительственной группы по мониторингу ситуации на топливном рынке, которая создана по указанию курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. Он утверждает, что в прошлом году все розничные сети получили многомиллиардные убытки и сейчас отрасль будет пытаться получить хотя бы минимальную компенсацию. «Ни о каком понижении цен на АЗС в среднесрочной перспективе речи быть не может», – подчеркивает он. Представитель Козака комментировать ситуацию не стал.

Темпы роста цен на дизель сильно превосходили в прошлом году динамику роста цен на бензины, констатирует аналитик АКРА Василий Танурков. Скорее всего, отрицательная динамика по дизелю в некоторых регионах – всего лишь обратное движение, связанное с приведением цен к более-менее единым показателям. Причиной снижения розничных цен могло стать падение оптовых цен в конце прошлого и начале этого года, а также сезонный фактор – снижение потребления в зимние месяцы, говорит генеральный директор «Солид – товарные рынки» Илья Мороз.

Из-за падения биржевых цен вслед за мировыми ценами на нефть (в октябре прошлого года она стоила больше $86 за баррель, а к началу 2019 г. упала до $50) у розничного бизнеса по продаже топлива появилась маржинальность, по бензину – более 15% в моменте. «Именно это позволило включить рыночные механизмы – независимые АЗС начали снижать цены, чтобы забрать потребителей у крупных нефтяных компаний, – говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. – Они потеряли часть своих клиентов, после того как не смогли держать в прошлом году цены на АЗС на том же уровне, что и вертикально-интегрированные компании. Последние смогли переложить свои издержки розничного бизнеса на основной и таким образом оставаться в плюсе».

«По данным ЦДУ ТЭК, на прошлой неделе по всем видам топлива на АЗС нефтяных компаний по России была нулевая динамика, а по Аи-92 – снижение на 1 коп.», – говорит первый заместитель гендиректора Петербургской топливной компании Леонид Чурилов. То, что некоторые сетевые топливные операторы начали снижать цены, сложно назвать тенденцией, считает Чурилов. У нефтяных компаний цены закреплены соглашением с правительством, в январе им было разрешено поднять цены до 1,7% – это компенсация повышения НДС, – и дальше можно будет ежемесячно поднимать цены в пределах инфляции. У независимых АЗС цены были выше в конце прошлого года. Сейчас доходность продажи бензинов у независимых АЗС позволяет немного снижать цены до уровня цен у нефтяных компаний, чтобы хоть как-то поддержать потерянные обороты, рассуждает Чурилов. Он не знает, сколько это продлится, потому что неясно, что будет с оптовыми ценами в среднесрочной перспективе, много факторов и рынок в ожидании. С дизельным топливом ситуация сложнее: цены на него почти не снижаются в силу внешней конъюнктуры, говорит Баженов.

Но ситуация кратковременна, сходятся во мнении опрошенные эксперты: пока не истечет срок действия соглашения правительства с нефтяными компаниями, которое будет действовать до 31 марта.

Темпы роста цен на дизель сильно превосходили в прошлом году динамику роста цен на бензины