Ozon и «Яндекс.Маркет» заключат крупнейшие сделки по аренде складов
Онлайн-ритейлеры откроют крупные распределительные центры в ПодмосковьеOzоn договорился с ГК «Ориентир» об аренде у нее примерно 120 000 кв. м в логистическом парке «Север» на Ленинградском шоссе, рассказали «Ведомостям» три консультанта, работавших с компаниями. Сделка, по их словам, была закрыта в самом конце прошлого года, она станет крупнейшей в 2018 г.
Представитель Ozon уточняет, что компания берет в долгосрочную аренду 94 000 кв. м под новый распределительный центр, открытие которого запланировано на середину 2019 г. Он добавляет, что договор предусматривает возможность дальнейшего расширения до 122 000 кв. м. Управляющий директор ГК «Ориентир» Андрей Постников говорит, что Ozon станет крупнейшим резидентом складов компании на севере Московской области, где общая площадь застройки превысит 600 000 кв. м.
На первом этапе новый центр сможет ежедневно обрабатывать свыше 150 000 заказов, отмечает представитель Ozon. За счет открытия нового комплекса в Московской области и расширения объекта в Тверской области в 2019 г. логистические мощности компании вырастут более чем в 2 раза, два крупнейших хаба смогут обрабатывать порядка 250 000 заказов в сутки – это примерно в 3,5 раза больше, чем в 2018 г., говорит вице-президент по логистике Ozon Андрей Павлович.
Условия сделки между Ozon и ГК «Ориентир» не раскрываются. Руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев сказал, что сейчас ставка аренды в таком объекте может составлять 3600–3800 руб. за 1 кв. м в год. Получается, что Ozon будет ежегодно платить за склад примерно 320–338 млн, а после расширения – 415–439 млн руб.
Ozon не единственный ритейлер, активно расширяющий логистический портфель. «Яндекс.Маркет» ведет переговоры об аренде 40 000 кв. м в складском комплексе «Софьино» на Новорязанском шоссе, говорят два консультанта, работавших с разными сторонами сделки. По их словам, договоренность также предусматривает возможность расширения до 80 000 кв. м. Сделка пока не закрыта, но она станет одной из крупнейших в 2019 г., добавляют собеседники «Ведомостей».
Склад арендуется под маркетплейс «Беру.ру». Операционный директор «Яндекс.Маркета» Антон Вальков сообщил лишь, что в этом году компания планирует продолжить развитие логистической инфраструктуры, она рассматривает различные площадки, в том числе и в Московской области.
Оценили доставку
Ozon и «Яндекс.Еда» ужесточили условия доставки. «Яндекс.Еда» с 1 февраля ввела полностью платную доставку в Москве: минимальная цена – 39 руб., размер зависит от вида ресторана или кафе, расстояния и др. Раньше пользователи платили только за доставку заказов дешевле 500 руб.
Ozon отказался от бесплатной доставки 4 февраля и резко повысил тарифы. Раньше Ozon бесплатно доставлял предоплаченные покупки в свою сеть постаматов, доставка в другие постаматы стоила 99 руб. Теперь эта услуга стоит 299 руб., курьерская доставка – 399 руб. Для бесплатной доставки Ozon предложил клиентам оформлять подписку – Ozon.Premium. Ее цена на шесть месяцев – 1599 руб., но бесплатная доставка предоставляется лишь для заказов от 2999 руб. Для остальных предлагается скидка на доставку в 30%. В полных условиях подписки на сайте Ozon указано, что 1599 руб. стоит подписка на два месяца, а еще четыре предоставляются бонусом по акции, которую Ozon может прекратить в любой момент.
Ранее ритейлер закладывал в цену товара расходы на доставку, объяснил «Ведомостям» гендиректор Ozon Александр Шульгин, но компания решила работать иначе: «Ozon сам товары не производит <...> наша задача – обеспечить максимально низкие цены на товары, не закладывая в их стоимость свои расходы».
В компании «Логопарк менеджмент» (владеет «Софьино») не смогли найти человека, который был бы готов ответить на вопросы «Ведомостей». Запрос непосредственно на склад остался без ответа. Ставка аренды складов в «Софьино» чуть ниже, чем в целом по Подмосковью: она может составлять примерно 3300–3500 руб. за 1 кв. м в год, говорит Дорофеев. Общие затраты «Яндекс.Маркета» на аренду, таким образом, составят 132–140 млн руб., а после расширения – 264–280 млн руб. в год.
Онлайн-продажи в России продолжают расти и ключевые игроки в борьбе за клиента инвестируют в развитие бизнеса, отмечает замдиректора отдела исследований рынка CBRE Василий Григорьев, при этом эффективная логистика и современные распределительные центры, безусловно, являются для этого ключевым элементом.
Онлайн-ритейлеры стали приобретать и арендовать склады начиная с 2010 г., но их потребности ограничивались в основном площадями до 20 000 кв. м, говорит директор департамента складской и индустриальной недвижимости ILM Russia Александр Перфильев. Исключение составляет Wildberries, которая приобрела по схеме build-to-suit (проект строительства объекта под ключ для собственных нужд. – «Ведомости») площадку под строительство склада на 140 000 кв. м. Сейчас же в связи с бурным развитием интернета, в том числе в регионах, им потребовались более крупные объекты, резюмирует Перфильев.
Ритейлеры – последние несколько лет основные клиенты складских объектов, указывает руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании JLL Евгений Бумагин. На них по итогам прошлого года пришлось 54% от всех сделок. Для сравнения: годом ранее этот показатель был 41%, а в 2016 г. – 36%. Правда, если говорить исключительно об онлайн-ритейлерах, то их доля, наоборот, снизилась с 20% в 2017 г. до 13% в прошлом году, добавляет Бумагин, но отмечает, что два года назад на них приходилось всего 4% от всех сделок. Григорьев же ожидает, что активность онлайн-рителейров в этом году вырастет. Он прогнозирует, что они закроют четверть всех сделок против 12% в 2018 г.