Онлайн-ритейлер Ozon запустит сервис доставки из ресторанов
Он будет конкурировать с Delivery Сlub и «Яндекс.Едой»Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров – Ozon к середине 2019 г. запустит в тестовом режиме доставку еды из кафе и ресторанов Москвы, рассказал «Ведомостям» руководитель проекта Никита Нечаев. Затем компания также планирует выход в регионы – Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону. Ozon уже договорился более чем с 200 ресторанами, среди них есть крупные сети и известные проекты: «Тануки», «Менза», «Одесса-мама», «Хачапури», «Свинья и роза», «Тажин» и др., перечисляет Нечаев. Представители «Тануки», а также «Одессы-мамы», «Хачапури», «Свиньи и розы», «Тажина» подтвердили планы сотрудничества с Ozon. При этом небольшим ресторанным сетям онлайн-продвижение зачастую более актуально, чем крупным, полагает Нечаев: при наличии качественного продукта им не хватает ресурсов для качественного продвижения и обеспечения клиентской поддержки.
Сейчас безоговорочный № 1 на рынке – Delivery Club, принадлежащий Mail.ru Group, 2-е место занимает «Яндекс.Еда». У Delivery Club около 9000 ресторанов-партнеров, говорит ее управляющий партнер Руслан Гафуров; у «Яндекс.Еды», по словам его представителя, – более 8000.
Ozon долгое время развивался преимущественно как книжный онлайн-магазин. С конца 2017 г. компания резко ускорила развитие и начала запускать новые направления – продажу продуктов питания, маркетплейс для сторонних продавцов, в ближайших планах – запуск сервиса для кредитования поставщиков онлайн-ритейлера физлицами. В 2018 г. акционеры Ozon договорились вложить в него до 5,25 млрд руб.
«Коммерсантъ» писал о планах Ozon привлечь на развитие логистики и IT более $200 млн в 2019 г. Деньги должны дать в том числе действующие акционеры, включая Baring Vostok и структуры АФК «Система».
Сколько именно потребуется Ozon денег на запуск доставки еды из ресторанов, Нечаев не говорит. Лидеры рынка тратят на продвижение десятки миллионов долларов, знает инвестор одного из сервисов доставки из ресторанов: «Именно это позволило в 2018 г. «Яндекс.Еде» существенно усилить позиции, хотя до этого занять сколь-нибудь заметную долю не удалось ни Uber.Eats, ни Foodfox».
По словам Нечаева, у Ozon около 1,5 млн уникальных пользователей в день и свыше 30 млн лояльных клиентов, что, в свою очередь, позволяет значительно оптимизировать затраты на маркетинговое продвижение. Поначалу доставлять заказы, сделанные на Ozon, будут сами рестораны, в будущем компания не исключает создания собственной доставки, говорит Нечаев. Это отличается от того, как работают лидеры. У Delivery Club заказы развозят как свои курьеры, так и службы доставки ресторанов; пропорции компания не раскрывает. У «Яндекс.Еды» есть курьеры логистических партнеров, которые обслуживают 80–85% заказов, и доставка ресторанов. Собственного курьера проще контролировать, а значит, легче оптимизировать время доставки, поясняет Гафуров, к тому же собственный курьер – еще и носитель бренда, он отвечает за качество работы. «Только так [работая с собственными курьерами] можно «контролировать весь процесс и качество доставки», согласен гендиректор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов.
Главное отличие Ozon от конкурентов, по мнению Нечаева, в том, что интернет-компания – «единая точка входа для клиента, который на одной площадке получает многие необходимые услуги и сервисы: от заказа одежды и товаров для дома до доставки еды». Конкуренты тоже делают ставку на всесторонний охват пользователя. «Мы активно работаем с поисковыми и рекламными технологиями Mail.ru Group», – подчеркивает Гафуров. Так, Delivery Club брендирует автомобили сервиса заказа такси «Ситимобил» (его соинвестор также Mail.ru Group) и тестирует обмен баллов за заказ еды на скидки в такси. Сервис объявлений «Юла» помогает привлекать курьеров. Сервис использует и возможности крупнейшей в стране социальной сети «В контакте»: у него есть приложение для заказа еды в официальной группе «В контакте», используется кэшбэк-программа в VK Apps. По подсчетам Mediascope на октябрь 2018 г. (последние данные), хотя бы раз в месяц в соцсеть заходили 39 млн пользователей.
Как и конкуренты, Ozon будет получать комиссию с каждого заказа, ее размер не раскрывается. У Delivery Club в зависимости от партнера это от 15 до 35% при средней сумме заказа в Москве чуть больше 1000 руб., говорит Гафуров, в самые загруженные дни 2018 г. сервис обрабатывал по 100 000 заказов в сутки. Представитель «Яндекс.Еды» показатели не раскрыл, отметив лишь, что в декабре 2018 г. сервис выполнил 1 млн заказов. В среднем комиссия агрегаторов – в пределах 20–30% суммы заказа, говорит Дмитрий Мкртычян, операционный директор «Хачапури», «Одессы-мамы», «Тажина», «Свиньи и розы». Правда, для работы с агрегаторами доставки нужен сотрудник, который примет заказ, упакует его, курьер и т. д., перечисляет он, ресторанные сети за счет эффекта масштаба могут договариваться о более выгодных условиях с агрегатором и тогда это прибыльно обеим сторонам. Также, по его словам, о более низкой комиссии позволяет договориться высокий средний чек.
Ozon, по словам Нечаева, видит «огромный потенциал в развитии foodtech [новых технологий в продаже еды] на своей площадке». Он ссылается на оценки Target Global, по которым размер этого рынка в России – около $1,4 млрд. Продажи продуктов питания у Ozon в 2018 г. выросли более чем в 10 раз, отмечает он, запуск доставки еды из ресторанов как части маркетплейса услуг станет дополнительным способом монетизации аудитории и повышения частоты покупок.
Для бизнеса ресторанов сотрудничество с агрегаторами доставки становится все более значимым – это один из драйверов роста, отмечает Мкртычян. Рынок доставки далек от насыщения, потенциал инвестирования большой, полагает Гафуров. В Москве и Петербурге привычка заказывать еду с доставкой более развита, чем в регионах, поэтому и потенциал там выше, и роста добиться проще, и могут появляться новые игроки, рассуждает он. По его мнению, выиграет тот, кто предложит самую быструю по времени доставку и сможет быть в доставке еды top of mind, т. е. первым приходящим потребителю на ум брендом. Пока что для России «доставка еды» равна Delivery Club, уверяет Гафуров.