Ozon отказался от бесплатной доставки и ввел подписку на нее

Ритейлер оправдывает это снижением цен на товары
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров Ozon с 4 февраля резко повысил тарифы на доставку покупок, отказался от бесплатных опций доставки и ввел подписку на эту услугу, следует из информации в приложении ритейлера.

Так, ранее Ozon предлагал бесплатную доставку для предоплаченных покупок, которые привозились в его собственную сеть постаматов, а платная доставка в постаматы стоила 99 руб. Теперь тариф для этой услуги – 299 руб., для курьерской доставки – 399 руб.

Ozon предлагает клиентам оформлять «подписку» для бесплатной доставки – Ozon.Premium. Ее цена на шесть месяцев – 1599 руб., но бесплатная доставка предоставляется лишь для заказов от 2999 руб. Для остальных заказов онлайн-ритейлер предлагает скидку на доставку в 30%. Такие условия указаны в приложении. Однако в полных условиях подписки, опубликованных на сайте Ozon указано, что 1599 руб. стоит подписка на два месяца, а еще четыре месяца подписки предоставляются бонусом по маркетинговой акции, которую Ozon может прекратить в любой момент в одностороннем порядке.

Подписная модель с похожим названием есть у крупнейшего мирового онлайн-ритейлера – Amazon Prime. Однако помимо бесплатной доставки в пакет услуги входят доступ к онлайн-телетрансляциям, бонусная система в супермаркетах Whole Food и др.

В официальной группе Ozon в социальной сети Facebook пользователи также задали вопрос о причинах резкого подорожания доставки. «На что Вы рассчитываете с такой стоимостью доставки??? 300 р. за самовывоз с предоплатой ??? Оглянитесь на конкурентов!!!! Вы всех клиентов профукали!» – возмущается один из клиентов компании (орфография и пунктуация сохранены). Представитель ритейлера ответил на это: «Если раньше часть наших расходов была заложена в цене товаров, то теперь клиенты видят ее стоимость отдельно. Доставка не стала дороже, а вот цены уже стали ниже».

Гендиректор Ozon Александр Шульгин пояснил «Ведомостям», что Ozon ранее закладывал в цену товара свои расходы на доставку — так, по его словам, делают большинство интернет-магазинов. Но компания, по словам Шульгина решила, что было бы справедливо работать иначе: «Ozon сам товары не производит, наша компания — синтез IT и логистических технологий <...> Поэтому наша задача — обеспечить максимально низкие цены на товары, не закладывая в их стоимость свои расходы».

Другие основные конкуренты Ozon из первой десятки крупнейших онлайн-магазинов – Wildberries, Lamoda предоставляют возможности бесплатной доставки.

Представитель Wildberries сообщил «Ведомостям», что стоимость доставки не заложена в цену товара: «Отменять бесплатную доставку не планируем. Высокие обороты и собственная логистическая служба позволяют доставлять товары бесплатно в 99% пунктов самовывоза вне зависимости от их стоимости и региона». Представитель Lamoda также говорит, что стоимость доставки не влияет на конечную цену товара на сайте.

Ранее с 1 февраля полностью платную доставку в Москве ввел сервис доставки из кафе и ресторанов «Яндекс.Еда». Минимальная цена доставки составляет 39 руб. и зависит от вида ресторана или кафе, расстояния до клиента и других параметров. Раньше пользователи платили за доставку только при сумме заказа менее чем на 500 руб. Тогда представитель сервиса заявлял РБК, что это «необходимый этап в долгосрочном развитии бизнеса». «Высокая скорость и надежность доставки стимулируют чаще пользоваться услугой, что, в свою очередь, развивает рынок. Так произошло на рынке такси: чем быстрее приезжала машина, тем чаще люди заказывали такси. Постепенно это вошло у них в привычку, и рынок вырос в разы», – рассуждал он.