Продавцы одежды боятся роста цен из-за маркировки

С конца года маркировка блузок и курток станет обязательной
По планам правительства, до 2024 г. маркироваться будут все  потребительские товары – от духов и покрышек до фотокамер  и постельного  белья
По планам правительства, до 2024 г. маркироваться будут все потребительские товары – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья / Александра Зотова для Ведомостей

Минпромторг с 1 марта 2019 г. планирует начать тестировать маркировку одежды. Проект постановления правительства опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов 25 января 2019 г. Участие в эксперименте осуществляется на добровольной основе, отмечается в документе.

Согласно проекту документа, маркировка станет обязательной ‎с 1 декабря 2019 г. для отдельных видов продукции легкой промышленности. К ним относятся предметы мужской, женской и детской одежды: рабочая одежда, трикотажные блузки, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки. Маркировать предлагается не только одежду, но и другой текстиль – например, постельное, столовое, кухонное белье и белье для ванной. Также в обязательном порядке будут маркироваться шины и покрышки.

Пресс-служба Минпромторга не ответила на запрос «Ведомостей».

Обязательная маркировка одежды существенно повлияет на стоимость товаров масс-маркета, заявила «Ведомостям» гендиректор ритейлера одежды Finn Flare Ксения Рясова. «Всё происходит на фоне снижения покупательной способности, мы и так бьемся за каждую копейку», – опасается она.

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина согласна с Ксенией Рясовой: «[Нужно учитывать] стоимость самой метки, плюс автоматизация процесса, плюс человекозатраты. Чудес не бывает, эти расходы повлияют на конечную цену». По ее словам, ассоциация будет просить Минпромторг включить детские товары в систему маркировки в последнюю очередь. «Этот сегмент социально значим», – говорит она.

Сам по себе процесс маркировки – это дополнительные расходы для поставщика, изготовителя и продавца, если у него есть собственное производство, рассуждает директор по правовым вопросам и управлению недвижимостью ритейлера Sela Александр Яшин. Усложняется документооборот, необходимо приобретать специальное оборудование для печати (хотя с этим оператор обещал помочь), сам процесс маркировки, перечисляет он: «Разумеется, все это не бесплатно и трудозатратно».

Есть и другие риски, добавляет Яшин. В случае ошибок в маркировке, выявленных при таможенном контроле или реализации, товар не будет выпущен с таможни или будет изъят из оборота, а устранение ошибок – это время и деньги, поясняет он.

Впрочем, по мнению Яшина, для конечного потребителя подорожание будет не существенно: часть издержек производители компенсируют за свой счет.

Президент ритейлера одежды Baon Илья Ярошенко надеется, что маркировка наконец поставит всех в равные условия. По его данным, около 50% рынка одежды – серый. Опыт с маркировкой меховых изделий показал, что львиная доля изделий на рынке являлась контрафактом, напоминает он. По оценке Ярошенко, введение маркировки повлияет на цену, но не критично.

Минпромторг приводил данные за 2017 г., когда доля незаконного оборота составила 20,7% рынка легкой промышленности, или около 725 млрд руб.

По планам правительства, до 2024 г. маркироваться должны будут все потребительские товары – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Так власти хотят бороться с контрафактом и уклонением от налогов.

Оператором системы маркировки премьер Дмитрий Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре 2018 г. ФНС передала ему и систему маркировки лекарств.

По словам заместителя гендиректора ЦРПТ Реваза Юсупова, на базе профильных ассоциаций, Минпромторга и ЦРПТ созданы рабочие группы для обсуждения предстоящих экспериментов по маркировке продукции легкой промышленности и шин. В группу по шинной отрасли, по его словам, уже входят 20 компаний (более 50% рынка производства и импортеров шин), по легкой промышленности – более 60 участников рынка. По оценке ЦРПТ, услуги маркировки и прослеживания могут обойтись в 50 коп., однако окончательная стоимость будет установлена государством.

По мнению представителя ЦРПТ, маркировка должна привести не к подорожанию, а, напротив, к снижению цен для потребителей: это произойдет из-за увеличения доли легального бизнеса на рынке, усиления позиций брендов на рынке и снижения затрат вследствие автоматизации процессов.