Российская нефть Urals стала дороже эталонной североморской

Этому способствовали шторма на Черном море и пробка в Босфоре
Танкеры с нефтью ждут буксира, чтобы пройти Босфор
Танкеры с нефтью ждут буксира, чтобы пройти Босфор / UMIT BEKTAS / Reuters

Российская нефть Urals, которая обычно торгуется с дисконтом к североморскому эталону, стала стоить дороже него, следует из данных ценового агентства Argus. Премия на российскую нефть была как в средиземноморском порту Аугусто (на условиях CIF – с учетом страхования, перевозки и стоимости сырья), так и в порту Роттердам, следует из данных агентства.

В порту Аугусто Urals за прошедшую неделю подорожала на $2,53 до $62,91 за 1 барр. вслед за эталоном, который рассчитывает Argus, – Североморским датированным (North Sea Dated), говорится в его сообщении. Премия Urals к North Sea Dated составляла $0,65–1 за 1 барр. в зависимости от величины партии, пишут аналитики Argus.

Причина аномалии – снижение поставок иранской нефти в Европу при большом спросе. К этому добавились шторма на Черном море и пробка в Босфоре.

За последние полгода производство нефти в Иране снизилось на 27%, упал и экспорт, следует из данных ОПЕК. А вот спрос на нефть в Европе растет: маржинальность средних НПЗ в III квартале 2018 г. достигла 7,8%.

«Затруднения у нефтеналивных танкеров начались прошлым летом: после того как сухогруз Vitaspirit протаранил набережную и врезался в прибрежный ресторан на Босфоре, Турция ввела обязательную проводку судов буксирами через пролив. Это затормозило проход танкеров. Сейчас пробка в Босфоре – примерно 14–16 дней», – рассказывает сотрудник крупной транспортной компании.

Представитель «Транснефти» подтвердил, что суда с опозданием приходят в Новороссийск, а также есть задержки в российских черноморских портах в связи со штормами. «Налив нефти в танкеры часто прерывается из-за погодных условий», – говорит он, добавляя, что отставание от графика – шесть судов. По данным Argus на 23 января, задержки в черноморских проливах остаются рекордными – 32 суток в обе стороны: 15 на юг и 17 на север.

Судя по котировкам, участники рынка считают нынешнее соотношение цен временным явлением. Трехмесячный фьючерс на сорт Brent (аналог North Sea Dated) на Межконтинентальной бирже в Лондоне, по данным Bloomberg, стоил на $2,09 за 1 барр. дороже аналогичного контракта на Urals, торгуемого на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

«Непонятно, смогут ли российские нефтяники заработать на росте цен, – говорит аналитик АКРА Василий Танурков. – Экспорт сдерживают те самые пробки в Босфоре и шторма возле российских портов. Нефть подорожала, но продать ее затруднительно».

К тому же Европа не самый любимый покупатель у российских компаний. По итогам января – сентября «Роснефть» впервые в истории экспортировала больше нефти на Восток, чем на Запад, следует из отчета госкомпании. В Азию она поставила 15,7 млн т нефти (48% экспорта), в Европу – 13,1 млн т (40%). Еще недавно «Роснефть» поставляла туда более 60% сырья. Разрыв поставок на Запад и на Восток еще в прошлом году был гигантским – 65,3 млн т против 47,7 млн соответственно.

Исправленная версия. Уточнена информация об изменении цены Urals за прошедшую неделю.

Танкеры с нефтью ждут буксира, чтобы пройти Босфор