Зачем «Красное и белое» объединяется с «Дикси» и «Бристолем»
Эксперты оценивают бизнес новой компании минимум в 100 млрд рублейВладельцы крупного продовольственного ритейлера «Дикси», сетей алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое» договорились об их слиянии в единый бизнес, говорится в совместном сообщении компаний. Владельцы «Дикси» и «Бристоля» – Игорь Кесаев и Сергей Кациев, «Красного и белого» – Сергей Студенников.
В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, Студенникову – 49%. «В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы, говорится в сообщении. Других деталей сделки стороны не раскрыли.
Стороны достигли принципиальной договоренности о сделке и подписали юридически обязывающие документы, сообщил человек, близкий к Кесаеву и Кациеву, сейчас готовятся документы для подачи в Федеральную антимонопольную службу.
Бизнес объединенной компании может стоить около 100 млрд руб. с учетом того, как распределятся доли владельцев, и оценки «Дикси» на время ее ухода с Московской биржи, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистов. Это оценка по нижней границе, предупреждает эксперт: она не учитывает эффекта масштаба объединенного бизнеса.
После слияния появится третий по обороту розничный ритейлер в России, говорится в сообщении компаний. Под вывесками «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» в России работает более 13 000 магазинов. По оценке «Infoline-аналитики», суммарная выручка трех компаний за 2018 г. – 671,6 млрд руб. Это примерно в 1,6 раза больше прогнозируемого оборота нынешнего ритейлера № 3 в стране – «Ленты», оценивает Бурмистров. «Лента» опубликует данные за год в конце этой недели.
Стоимость объединенной компании может вырасти почти вдвое к 2020 г., а выручка – приблизиться к 1 трлн руб. после некоторых корпоративных процедур, рассуждает Бурмистров. Жемчужина сделки – «Красное и белое»: агрессивный, растущий игрок и, по сути, единственная компания, составившая заметную конкуренцию «Магниту» и «Пятерочке». Магазины «Бристоля» было бы целесообразно перевести под более успешный бренд «Красного и белого», рекомендует он: «Стоило бы пересмотреть и площади «Дикси», сократив их там, где это необходимо, и передав их под «Красное и белое».
В 2015 г. владельцы «Дикси» и «Бристоля» хотели объединить бизнесы, но отказались от сделки. «Дикси» в последние годы работала над восстановлением роста, сменила руководство, провела делистинг с Московской биржи, на начало 2018 г. это пятый по выручке ритейлер в России. Кесаеву и Кациеву сделка позволит наконец заработать на «Дикси», говорит Бурмистров: продать ее не удалось, из кризиса она вышла, но пока ее положение нельзя назвать устойчивым.
«Красное и белое» – сеть магазинов алкоголя и продуктов, основанная челябинским предпринимателем Сергеем Студенниковым, она входит в десятку крупнейших ритейлеров России. Студенников – 115-й в списке богатейших людей России по версии Forbes за 2018 г. с состоянием в $950 млн.
В последних числах декабря 2018 г. на склады и в головной офис «Красного и белого» в Челябинске пришли с обысками. Их проводили сотрудники Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа, говорил представитель компании. По его словам, причиной обысков тогда назывались подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов, работа компании была парализована.
Студенникову нужна была возможность капитализировать бизнес, а учитывая его текущую конфигурацию, он был крайне слабо защищен от регуляторных рисков, объясняет одну из причин сделки Бурмистров. Ранее он указывал, что у «Красного и белого» более 50 юридических лиц, часть из которых постоянно меняется, что вызывало и вопросы участников рынка, и подозрения в налоговой оптимизации.
Схема собственности «Красного и белого» вряд ли может осложнить сделку, считает руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов: другим участникам она давно известна, а подготовкой к таким объединениям занимаются заранее.
«Партнеры с устоявшимися связями позволят «Красному и белому» существенно снизить подобные риски, тяжесть которых он очень почувствовал в конце 2018 г., и рассчитывать на выход на открытый рынок капитала, частное или публичное размещение через несколько лет», – полагает Бурмистров.
Обеим сторонам сделка позволит существенно нарастить размер бизнеса. «Это, без шуток, трансформационная сделка, она добавит «Дикси» того размаха, которого ей не хватало, – говорит директор инвестиционной компании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. – По продажам алкоголя в России [новая компания], вероятно, будет первым или вторым игроком». Студенников, продолжает Кривошапко, также явно отдает себе отчет, что в этом бизнесе размер значит очень многое, и понимает, что, если не участвовать в консолидации, есть риск остаться позади.
Объединенная сеть может стать лидером по продажам алкоголя в России с долей около 15%, оценивает представитель одной из крупных российских алкогольных компаний. Сейчас крупнейший продавец алкоголя, по его данным, – лидер розничного рынка Х5 Retail Group.
«Это весьма тревожное событие для алкогольного рынка, – сетует сотрудник другого производителя алкоголя. – «Красное и белое» – сеть с минимальной наценкой, это делало легальный алкоголь доступным покупателям с невысоким достатком. А сейчас мы опасаемся, что наценка на алкоголь вырастет, что даст преимущество контрафакту и нелегальным производителям».
Связаться со Студенниковым в понедельник вечером не удалось.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Бурлакова