США отменили санкции против компаний Дерипаски
Российский миллиардер лишается контроля над основой своего бизнеса – группой En+ и UC RusalЭнергометаллургическая группа En+, подконтрольный ей производитель алюминия UC Rusal и «Евросибэнерго» исключены из списка блокирующих санкций управления по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США, сообщает американское ведомство. Санкции против компаний российского миллиардера Олега Дерипаски сняты в связи с его отказом от контроля над ними. Сам бизнесмен продолжит находиться под санкциями.
В сообщении американского минфина отмечается, что все три компании выполнили условия соглашения: доля Дерипаски сократилась ниже контрольной, а советы директоров стали преимущественно независимыми – в них вошли граждане США и Евросоюза, не связанные деловыми или личными отношениями с бизнесменом. Кроме того, компании согласились обеспечить «беспрецедентную прозрачность» для минфина США, приняли соответствующие требования к аудиту, сертификации и отчетности.
«Ведомости» направили запрос представителям минфина США и UC Rusal. Представитель En+ от дополнительных комментариев отказался. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в понедельник отказался комментировать сообщения о снятии санкций. «Я не буду давать каких-либо оценок. Мы по-прежнему не будем это комментировать. Вы знаете наше отношение к санкциям в целом: считаем их нелегитимными и с точки зрения международного права. А что касается этого конкретного случая, я воздержусь от каких-либо комментариев», – сказал он журналистам.
Это решение стало прецедентом – до этого ни одна компания или физическое лицо не исключались из санкционного списка по соглашению с минфином США. Ведомство объявило о намерении снять санкции с компаний Дерипаски в середине декабря при условии отказа бизнесмена от контроля над активами. Как следует из сообщения En+, доля Дерипаски в компании снизилась с 70 до 44,95%. Это произошло за счет того, что швейцарский трейдер Glencore получил 10,55% акций группы в обмен на 8,75% UC Rusal, а ВТБ перешла часть принадлежащих Дерипаске акций En+, заложенных в госбанке (до этого банк уже владел 9,62% акций компании). Право голоса по полученным ВТБ бумагам, а также по акциям, которые Дерипаска отдает благотворительному фонду, будет передано «независимой третьей стороне». В итоге Дерипаска сможет голосовать не более чем 35% акциями En+. Кроме того, компания обновила совет директоров. Из 12 человек Дерипаска сможет номинировать четырех, остальные будут независимыми, шесть из них – граждане США и Великобритании.
En+ и UC Rusal – основа бизнеса Дерипаски. UC Rusal является вторым крупнейшим в мире производителем алюминия (3,9 млн т металла в 2017 г.) и первым – за пределами Китая. После снятия санкций с компаний в черном списке минфина США по-прежнему остаются другие активы бизнесмена, в том числе холдинг «Русские машины» и входящая в него группа ГАЗ.
Демократическая партия пыталась заблокировать отмену санкций, заявляя, что после сделки с минфином у Дерипаски сохранится существенная доля в En+. Недовольство у демократов вызвало и то, что в сделке предполагается участие «связанного с Кремлем» банка ВТБ, который находится под секторальными санкциями. Палата представителей одобрила резолюцию демократов, призывающую минфин отказаться от своих планов. Однако это решение было символическим жестом в сторону Белого дома, поскольку для вступления в силу требовало одобрения сената. Но верхняя палата конгресса, большинство в которой занимают республиканцы, не дала вынести резолюцию на итоговое голосование. Министр финансов Стивен Мнучин подчеркивал, что решение о снятии санкций не является помощью Кремлю и «не имеет политической мотивации». Отмену санкций против En+ и UC Rusal также поддержали европейские дипломаты, мотивировав это необходимостью защитить алюминиевую отрасль и предотвратить тотальное доминирование на этом рынке Китая.
Для американского ведомства было необходимо как можно скорее завершить дискуссию вокруг компаний Дерипаски, так как данный вопрос уже стал предметом внутренней политической борьбы в США, подчеркивает управляющий партнер Debevoise & Plimpton в России Алан Карташкин. Возможно, решение минфина будет уравновешено расширением санкционного списка или введением новых санкций, рассуждает юрист. Беспрецедентное решение о снятии санкций на условиях, согласованных с OFAC, однозначно выгодно для UC Rusal с точки зрения дальнейшего ведения бизнеса, уверен Карташкин. «Международные контрагенты, даже американские компании, теперь могут вести бизнес с UC Rusal без опасения нарушить санкции, так как соглашение с OFAC исключает возможность санкционного лица извлекать выгоду от деятельности компании», – поясняет он. «Решение о снятии санкций с UC Rusal и En+ также позитивно для всех компаний, в которых они владеют крупными пакетами акций (UC Rusal принадлежит 27% «Норникеля». – «Ведомости») – теперь в этих компаниях нет санкционного лица и санкционные риски значительно снизились», – добавляет Карташкин.
По итогам первого полугодия 2018 г. на долю рынков СНГ, включая российский, пришлось 29% в структуре выручки UC Rusal – $1,469 млрд, отчитывалась компания летом. Основной рынок для компании – Европа. На его долю пришлось 43% выручки, $2,191 млрд. По 13% выручки компания получила от американского и азиатского рынков.
Дерипаска и восемь его компаний попали под блокирующие санкции американского минфина 6 апреля 2018 г. Включение в санкционный список влечет за собой запрет для американских граждан на работу с его фигурантами. А резиденты других стран сами рискуют попасть под вторичные санкции за существенные операции в пользу компаний из списка. Однако в полной мере ограничительные меры против UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго» так и не вступили в силу, поскольку минфин неоднократно переносил сроки. В сентябре прошлого года американское ведомство даже разрешило контрагентам заключать новые контракты с UC Rusal и другими компаниями из санкционного списка. Но с тем ограничением, что они не должны отличаться по размеру поставок от тех, что действовали ранее. Разрешение действовало только для тех компаний, которые уже несколько лет подряд закупали товары и услуги UC Rusal, группы ГАЗ или других структур Дерипаски, а также предоставляли им услуги технического обслуживания. Однако несмотря на все послабления, санкции нанесли серьезный удар по компаниям Дерипаски. Их капитализация значительно снизилась, а UC Rusal потеряла значительную часть зарубежных контрактов.