Итоги-2018. Цены на топливо будут расти

Делать они это будут плавно, по указке правительства. Ждет ли автолюбителей плавное повышение цен до конца следующего года, эксперты не уверены
Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г.
Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г. / Евгений Разумный / Ведомости

За год российские автомобилисты пережили повышение цен на бензин Аи-92 на 8,9% до 41,6 руб. за 1 л, на бензин Аи-95 – на 9,1% до 44,7 руб. за 1 л, а на дизельное топливо, по данным Thomson Reuters Kortes, на 15% до 46,9 руб. за 1 л. Правительство сначала заморозило цены на топливо в рознице, а когда это не помогло – весь оптовый рынок до марта 2019 г.

С 1 января повышается НДС на 2 процентных пункта до 20%. Из-за этого с января 2019 г. Аи-92 подорожает еще на 0,70 руб., а зимняя солярка – на 0,8 руб. Дальше бензин тоже будет дорожать, но в меру средней по году инфляции – на 0,33% в месяц, утверждал вице-премьер Дмитрий Козак. С февраля Аи-92, Аи-95 и солярка подорожают на 0,14, 0,15 и 0,16 руб. за 1 л. И так будет до конца марта, договорились Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и 10 нефтяных компаний, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

После выборов не страшно

Цены на АЗС в России начали стремительно расти сразу после выборов президента Путина: с 18 марта по 1 июля Аи-92 подорожал на 9%, Аи-95 – на 8,5%, а дизельное топливо – на 6,4%. До 18 марта рост был незначительный – на 0,05, 0,09 и 0,34%, по данным Thomson Reuters Kortes. Связано это было с ростом цен на нефть: с января по май она подорожала на 14% и достигла $77,59 за баррель, а в рублях с учетом снижения курса нацвалюты к доллару рост был еще больше – плюс 24%; цена дошла до 4842 руб. за бочку.

Предыдущий состав правительства незапланированно поднял с 2018 г. акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля 2018 г. Это существенно выше, чем предполагалось. Экспорт стал так выгоден, что в апреле бывали дни, когда в России можно было купить тонну Аи-92 и заработать больше 10 000 руб. на ее продаже за рубежом.

В наиболее напряженное время (март – май 2018 г.) у некоторых АЗС рентабельность стала отрицательной, говорит гендиректор «Солид – товарные рынки» (ей принадлежит 18 АЗС в Смоленской и Нижегородской областях) Илья Мороз. В некоторых областях убытки достигали 0,3–0,4 руб. на 1 л бензина, говорит он. Страдали и вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «Мы продаем бензин в убыток, теряем по 5 руб. с литра!» – орал в трубку представитель крупной нефтяной компании.

Правительство договорилось с самыми крупными дистрибуторами топлива – ВИНК, что они с начала лета не будут повышать цены на АЗС. Козак и министр энергетики Александр Новак провели серию встреч с производителями, договорились отменить плановое повышение акцизов с 1 июля и разработали экстренные способы воздействия на ситуацию – возможность поднять экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. «Это дубинка, которой правительство воспользуется, если на внутреннем рынке кто-нибудь будет шалить», – говорил высокопоставленный чиновник летом 2018 г.

Статус-кво сохранялся до конца лета. Осенью нефтяные цены начали штурмовать многолетние максимумы из-за падения добычи в Венесуэле и Иране: Brent в октябре подорожала до $86,29. Следом поднялись оптовые цены на нефтепродукты в России, а цены на АЗС продолжали стоять на месте – по договоренности с правительством. Больше всего в этой ситуации пострадали независимые АЗС (на них приходится 60% рынка по количеству заправок и около 40% продаваемого в стране топлива).

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г., уверен президент Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша: «Даже в Москве, где показатели эффективности бизнеса лучше, чем в регионах, средняя маржинальная доходность за 2018 г. по дизельному топливу – 5%, по бензину Аи-92 – 9,3%, по бензину Аи-95 – 13,2%». Это существенно ниже прожиточного минимума АЗС – 15%, считает эксперт. «Для развития независимых АЗС маржинальность должна составлять не менее 10%, что при повышении НДС, акцизов и других факторов выглядит маловероятным», – говорит Мороз.

Бензин по осени считают

В конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев в ультимативной форме потребовал от правительства не допустить роста цен на бензин. Минэнерго, ФАС и 10 нефтяным компаниям пришлось заключить соглашения и обозначить предельный уровень мелкооптовых цен на топливо для каждого региона. Продавать топливо дороже нельзя, правительство сохраняет за собой право ввести заградительные экспортные пошлины. Одновременно упала стоимость нефти, и российский рынок нефтепродуктов снова стал премиальным. Аи-92 торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по 28,24 руб. в пересчете на 1 л (на 4,5% дешевле, чем в начале года, и на 27% дешевле, чем в мае). Но маловероятно, что автомобилист увидит снижение цены на АЗС, рассуждает Мороз. С ним согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г.

«Сегодня производитель топлива получает деньги авансом, без подтверждения факта отгрузки. Такая система не стимулирует поставщика работать над снижением срока отгрузки», – говорит Мороз. В среднем срок составляет около 2–3 недель, отмечает один из владельцев АЗС. «Так что потребитель увидит снижение стоимости топлива лишь в следующем году. А в следующем году розничные цены, безусловно, скорректируются – на 1,7%, чтобы отыграть потери из-за повышения НДС на 2 процентных пункта», – считает эксперт.

«Несмотря на положительную динамику доходности производства бензина, розничные цены на Аи-92 и Аи-95, скорее всего, останутся на прежнем уровне, а дальше будут расти в пределах инфляции. Причина простая – требуется покрыть дефициты, возникшие в 2018 г., и хеджировать риски нового ценового диспаритета», – говорит Баженов.

Рынок ждет стабильности

«Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, отсутствие привязки курса рубля к мировым ценам на нефть не дает возможности защитить внутренний рынок от воздействия роста нефтяных цен так, как прежде», – утверждает Аркуша. Регуляторы были вынуждены предложить новые способы: отрицательный акциз на нефть для НПЗ, субсидирование поставок топлива на внутренний рынок (с января следующего года). «По мнению регуляторов, эти меры позволят удержать рост цен на внутреннем рынке в пределах инфляции», – говорит эксперт.

Но будут ли новые способы сдерживания роста цен работать, непонятно, сомневается Баженов. «Наша экономическая модель показывает, что субсидирование поставок на внутренний рынок не приведет к значимому улучшению ситуации в целом. Скорее всего, в высокий сезон потребления топлива мы снова получим неблагоприятную ситуацию с низкой рентабельностью розницы и новые диспаритеты», – предполагает он.

Аркуша считает, что соглашение о сдерживании цен не допустит резкого подорожания топлива на АЗС с 1 января 2019 г., несмотря на рост акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин. До 31 марта, пока действует соглашение, должна произойти практическая отладка субсидирования поставок на внутренний рынок, предусмотренного для стабилизации цен, рассчитывает эксперт.

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г.