Кто заплатит за дорогой бензин
Попытки правительства вручную сдерживать розничные цены на бензин все равно аукнутся потребителю удорожанием товаровПопытки ручного управления розничными ценами на автомобильное топливо не решают проблемы для потребителей, которые все равно почувствуют на себе рост цен на бензин для бизнеса.
Как сообщает «Коммерсантъ», ассоциации транспортных, логистических и торговых компаний пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву на скрытое повышение для них нефтяниками цен на топливо, дав понять, что это приведет к удорожанию товаров и услуг для конечного потребителя. Авторы письма указывают, что затраты на топливо – это в среднем не менее 30% в себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков. Эти затраты в ноябре выросли в среднем на 30% из-за отмены корпоративных скидок и программ и повышения сервисных сборов. В результате, предупреждают авторы письма, цена на транспортные услуги может вырасти минимум на 10%, что скажется и на цене товаров в рознице (в среднем на 1–8%, подсчитали в «Руспродсоюзе»), особенно сильно – на ценах на скоропортящиеся продукты, которые поставляются в магазины чаще прочих.
Кажется, что это сравнительно немного. Но это произойдет на фоне возобновившегося падения реальных располагаемых доходов населения и роста доли расходов на питание. По данным Росстата, в беднейших семьях их доля в структуре общих трат на потребление с 2013 по 2017 г. увеличилась с 48,2 до 53,3%. Опросы РАНХиГС показывают, что доля семей, которые тратят на питание больше половины семейного бюджета, выросла с 25% в 2016 г. до 49% в 2017 г., так что и скромное на первый взгляд повышение может оказаться для многих российских семей чувствительным.
Для России цены на топливо – политический вопрос, как в советское время цены на хлеб или водку, внимание правительства к теме понятно. Но, требуя заморозки цен на АЗС, правительство одновременно увеличивает свою долю в них, что не несет ничего хорошего ни для тех, кто добывает нефть, ни для тех, кто ее перерабатывает и поставляет на внутренний рынок, говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. По его оценке, сегодня в цене литра бензина различные сборы, акцизы и налоги составляют в среднем около 66%, а с 1 января, когда вырастут НДС и акциз, доля государства дойдет до 68%. Директивное ценообразование приводит к поискам того, кто за все заплатит: сейчас на эту роль назначены нефтяники, которые, однако, не хотят быть «вечными альтруистами», и в итоге крайними окажутся все равно конечные потребители. Но даже обсуждать невозможный сейчас переход к рыночному, а не ручному ценообразованию нет смысла, пока государство не умерит фискальные аппетиты и не создаст условия для появления конкурентного рынка нефтепереработки, считает Крутихин.