Японцы купят часть аэропорта Хабаровска
И принесут с собой технологии и стандарты работыАкционерное соглашение АО «Хабаровский аэропорт» и консорциум японских компаний подпишут 18 декабря в Токио, на заседании российско-японской межправительственной комиссии, передал «Ведомостям» председатель совета директоров и владелец аэропорта Константин Басюк. Подписание между аэропортом и консорциумом действительно запланировано, говорит федеральный чиновник. Консорциум, куда входят Japan Airport Co. (Jatco, управляет аэропортом Токио «Ханеда», четвертым по величине в мире), Sojitz Corp. (инвестирует в разные отрасли) и Japan Overseas Infrastructure Investment Corp. (частно-государственный фонд, инвестирует в зарубежную инфраструктуру), купит 10% «Международного аэропорта Хабаровска» – компания строит новый терминал внутренних линий и на 100% принадлежит «Хабаровскому аэропорту». Консорциум с российским партнером будут управлять терминалом. Консорциум получит опцион на увеличение доли в «Международном аэропорте Хабаровска» до 25% + 1 акция, сообщает Басюк.
Это первые иностранные инвестиции в строящийся терминал, прежде иностранцы покупали доли или становились участниками концессий в действующих российских аэропортах. Сумму сделки Басюк не раскрывает.
Переговоры с консорциумом шли несколько лет, предполагалось, что японцы получат 49% «Международного аэропорта Хабаровска» – но остановились на 10%, японские инвесторы очень осторожные, тщательно просчитывают все шаги, объясняет человек, близкий к «Хабаровскому аэропорту».
В этом соглашении важнее всего, что помимо инвестиций аэропорт Хабаровска получит уникальные опыт, технологии управления и стандарты аэропортового обслуживания Jatco, передал Басюк.
«Хабаровский аэропорт» в январе – сентябре принял 1,6 млн пассажиров (82% на внутренних линиях), это один из крупных региональных аэропортов, не входящих в холдинги «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Базовый элемент» Олега Дерипаски или «Новапорт» Романа Троценко. Все они интересовались Хабаровском, но Басюк решил сохранить контроль и привлечь миноритарного инвестора, рассказывали менеджеры двух холдингов.
Новый терминал площадью 26 000 кв. м начал строиться весной, его готовность – 50%, ввод в эксплуатацию запланирован на III квартал 2019 г., передал Басюк. Терминал сможет принимать 3 млн пассажиров в год и обойдется, по его словам, в 4,9 млрд руб.: 1 млрд – собственные средства инвесторов, 3,9 млрд – кредит ВЭБа и принадлежащего ему Фонда развития Дальнего Востока сроком 12 и 10 лет. В 2020–2023 гг. «Международный аэропорт Хабаровска» планирует построить еще один терминал международных линий, продолжает он.
«Хабаровский аэропорт» имеет потенциал роста, а размер вложений консорциума, скорее всего, невелик, – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. – Инфраструктурные проекты в целом интересны. Поэтому вхождение японского консорциума выглядит логично». «Хабаровский аэропорт» имеет опыт работы с иностранными инвесторами, он одним из первых привлек в капитал иностранцев, напоминает Ганелин: в 2011 г. 10% в «Хабаровском аэропорте» купил аэропорт «Инчхон» (Сеул), а в 2017 г. Басюк выкупил эту долю обратно, следует из отчетности аэропорта. «Готовность японских компаний финансировать модернизацию аэропорта Хабаровска объяснима их бизнес-интересами в регионе», – считает аналитик АКРА Александр Гущин.
«Все аэропорты Дальнего Востока имеют потенциал роста: государство поддерживает транспортную доступность региона, недавно субсидии на перевозки на Дальний Восток стали круглогодичными, дальневосточная «дочка» «Аэрофлота» «Аврора» планирует удвоить к 2023 г. трафик. Плюс Хабаровск безусловно имеет самое выгодное географическое положение для транзита по всему Дальневосточному федеральному округу», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Правда, какую-то часть трафика аэропорт потеряет – из-за того, что столица округа перенесена из Хабаровска во Владивосток накануне третьего в этом году голосования на выборах губернатора Приморского края, причем этот спрос был круглогодичным и платежеспособным, констатирует эксперт.
Представители японских компаний на запросы не ответили.