Туристы поехали в Приморье

Турпоток в край вырос на 70%, и операторы надеются, что за счет пакетных предложений они смогут привезти в край еще больше россиян
Круизный лайнер MSC Splendida заходил в порт Владивостока в августе этого года
Круизный лайнер MSC Splendida заходил в порт Владивостока в августе этого года / Дмитрий Ефремов / ТАСС

В 2012 г. перед совещанием глав государств АТЭС во Владивостоке власти решили преобразить город. Тогда в столице Приморского края началось масштабное строительство: строили инфраструктурные и туристические объекты, реставрировали дороги и мосты, открыли новый терминал в аэропорту «Кневичи». На это потратили 680 млрд руб., треть – из федерального бюджета. После саммита началась разработка и реализация госпрограммы «Развитие туризма в Приморском крае на 2013–2020 гг.». На нее из федерального бюджета выделяется 5,49 млрд руб., еще 55,7 млрд руб. должно быть привлечено из внебюджетных средств. Представитель края не смог ответить, сколько из этой суммы уже освоено.

Турпоток растет: в 2017 г. количество интуристов в Приморском крае выросло на 13% до 640 000, а российских – на 70% до 3,5 млн человек, сказано на сайте региона. В 2020 г. их количество должно достигнуть 7,3 млн человек, из которых 1,5 млн – иностранцы. Такие показатели вполне достижимы, считает гендиректор туроператора «Випсервис» Дмитрий Горин: многие программы края ориентированы как раз на увеличение турпотока, также это рассматривается и на федеральном уровне.

Например, готовится муниципальная программа «Создание условий для развития туризма во Владивостоке» на 2019–2023 гг., отмечает директор по развитию сервиса OneTwoTrip Аркадий Гинес, она включает создание туристической инфраструктуры (навигация на иностранных языках, WiFi, мобильное приложение для туристов «Открой Владивосток»), организацию событийного туризма.

В 2017 г. туризм принес бюджету 3,5 млрд руб., рассказал представитель края. Пока по итогам первого полугодия 2018 г. в бюджет поступило 1,8 млрд руб., и в целом по году власти ожидают рост.

Доля туристической отрасли в ВРП края по итогам 2017 г. составила 4%, а с учетом косвенного эффекта – 6,7%, уточнил представитель края. Оборот туристических услуг в 2017 г. составил 19,4 млрд руб. против 16,5 млрд руб. в 2016 г.

Круизный лайнер MSC Splendida заходил в порт Владивостока в августе этого года
Дмитрий Ефремов / ТАСС

Путешествие без бумажки

С августа 2017 г. в Приморском крае начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран, среди которых Индия, КНР, Япония, Китай и др. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по всему Приморскому краю, Камчатке и Сахалину. Для получения нужно заполнить заявление и отправить фотографию. Оформление визы занимает четыре дня.

Все начиналось с двух пропускных пунктов – аэропорта «Кневичи» и морского пропускного пункта «Владивосток». Сейчас въехать по электронной визе можно уже через девять пунктов, рассказывает представитель региона: это по-прежнему аэропорт, добавились морские, автомобильные и железнодорожные пропускные пункты. К 2021 г. их будет 12, уточняет он. Также открылись морские пункты в Сахалинской области и Камчатском крае – в каждом по одному, говорит собеседник «Ведомостей».

За первый год работы электронной визы с ее помощью Приморье посетили 22 250 иностранцев из 13 государств, продолжает представитель края. Больше всего приехало гостей из Китая (более 20 000 человек) и Японии (около 5300).

Упрощение визового режима всегда приводило к росту турпотока, указывает Гинес, один из последних примеров – отмена виз для россиян, желающих отдохнуть в ОАЭ. Упрощение въезда иностранцев в Россию должно оказать еще более существенный эффект, поскольку сегодня визу получить крайне тяжело. Согласно опросу OneTwoTrip, 28% путешественников останавливает в желании посетить Россию именно визовый режим. Больше лишь тех, кто ориентируется на сложную внешнеполитическую ситуацию, – таких ответов оказалось 33%. Представитель администрации не смог дать прогноз, насколько вырастет турпоток благодаря электронной визе и сколько туристов воспользуется ею в 2018 г.

Сейчас над введением электронных виз задумались и другие регионы. Например, в июле 2018 г. губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в интервью «Интерфаксу» рассказал, что уместно вновь поставить вопрос о выдаче электронных виз туристам, которые прибывают в город воздушным транспортом на короткий срок.

Первым делом – самолеты

Для россиян Приморский край остается экзотикой во многом из-за дорогого перелета и удаленности от европейской части страны, рассуждает Гинес.

Зато до Владивостока недалеко лететь из Южной Кореи. И за последние годы в край пришли несколько южнокорейских и российских авиакомпаний, наладивших авиасообщение между Владивостоком и крупными городами Кореи, рассказывает представитель администрации. По его словам, около 70 рейсов в неделю выполняют семь перевозчиков: три российских – «Аврора», S7 Airlines и «Якутия» – и четыре южнокорейских – Korean Air, JEJUair, T’way Air и Eastar Jet. Благодаря этому турпоток из Кореи с 2015 по 2017 г. вырос более чем в 3 раза до 100 000 человек, а за полгода 2018 г. уже достиг 73 200 туристов, указывает представитель региона.

Приморье у россиян было направлением для самостоятельных путешествий, знает Горин. Но его востребованность все равно растет: по данным Ozon.travel, спрос на авиабилеты во Владивосток вырос на 73% год к году.

Следующим этапом развития может стать создание турпакетов, считает Горин. В августе 2018 г. стартовал пилотный этап по субсидированию авиасообщения для туроператоров в путевках на Дальний Восток и Иркутскую область, отмечает Горин: компаниям предоставляется субсидия от 1500 до 5000 руб. на человека для перевозки. В среднем перевозка занимает около 70% стоимости тура. Субсидии значительно сократят стоимость и увеличат турпоток в край, уверен Горин.

Сейчас, по данным края, больше всего туристов приезжает в Приморский край из Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области. Москва и Санкт-Петербург находятся на 4-м и 5-м местах. Именно из Москвы, сибирских регионов и Кореи турпотоки должны расти, считает представитель региона.

Помимо авиатранспорта, туристы приезжают во Владивосток на круизных лайнерах и личных авто из соседних государств, отмечает Гинес. В 2016 г. в порт Владивостока зашло семь круизных лайнеров, а в 2017 г. – 15.

Что делать в Приморье

Разнообразная природа края помогает создать здесь уникальные виды путешествий, согласен Горин: в крае есть потенциал для развития гастрономического, рыбного, экстремального и премиального туризма. Обычно Владивосток выбирают отправной точкой для путешествий по краю, который в первую очередь богат на природные достопримечательности и отлично подходит для активного отдыха (серфинг, рыбалка, кемпинг), поддерживает Гинес. Разнообразие турпродукта подойдет любым категориям туристов, считает гендиректор Ozon.travel Михаил Осин. Дальний Восток – приоритетный регион развития для туроператоров, считает представитель TUI: у клиентов есть большой интерес к региону, а значит, есть и спрос. Сейчас TUI предлагает туры на Камчатку и Сахалин. На Восточном форуме компания рассчитывает подписать соглашение о взаимодействии по развитию внутреннего туризма с Приморским краем, отмечает представитель туроператора. Основной сдерживающий фактор в развитии туризма по-прежнему авиабилеты: например, тур на Камчатку на шесть ночей для двоих с перелетом, страховкой, трансфером и экскурсиями стоит от 114 000 руб., а без перелета – от 64 000 руб., по данным TUI.

Круизы – одно из ключевых направлений развития туризма в крае, отмечает его представитель. В 2018 г. в порт Владивостока зашло меньше судов, чем в 2017 г., но они стали крупнее, продолжает он: это были Diamond Princess и Splendida с 6000 иностранцев на борту. В 2018 г. край ожидает заход крупнейших в мире судов-пятитысячников, в том числе круизного оператора Royal Caribbean Cruises.

Еще один нюанс – в крае не хватает мест размещения для туристов высокого класса, отмечает Горин. Например, премиальный туризм подразумевает небольшие отели на 15–60 номеров, удаленные от города, говорит он. Сейчас же из глобальных брендов в крае есть лишь «Lotte Владивосток», причем это довольно большой отель, рассуждает Горин, обычно премиальные туристы предпочитают формат шале. Такой формат размещения предлагается туристам в Аргентине, Чили, Мексике и др., добавляет он.

В 2017 г. количество мест в гостиницах и других местах размещения края увеличилось почти в 2 раза, до 75 000, указывает представитель региона: в высокий сезон в III квартале их загрузка – 96%.

В формате игры

Еще одним центром притяжения Приморского края является игорная зона «Приморье». Она заработала еще в 2015 г. – тогда осенью открылся гостинично-развлекательный комплекс Tigre de Cristal. В него инвестировано $172 млн, оператором стала компания «Джи1 интертейнмент». Уже в 2017 г. большую часть посетителей казино составляли иностранцы, рассказывал представитель «Приморья». Он уверял, что доход от игры к 2020 г. достигнет $1,3 млрд.

К 2022 г. в ИРК «Приморье» должно быть достроено восемь развлекательных комплексов, на полных проектных мощностях курорт может привлекать до 8 млн туристов в год. Пока это лишь сотни тысяч человек.

Игорная зона во Владивостоке не оказывает определяющего влияния на туристическую привлекательность Приморского края, считает Гинес. Любителям азартных игр важен выбор и уровень игорных заведений, их атмосфера – эти факторы превалируют над стоимостью поездки, а у игорной зоны в Приморье слишком много конкурентов, отмечает он. Даже на территории России более развитой является зона «Азов-сити», расположенная к тому же в популярном среди туристов регионе. «Приморье» изначально было ориентировано на жителей ближайших стран, но любители азартных игр из Китая вполне могут провести время в Макао, считающемся одним из мировых игорных центров.

По словам представителя «Приморья», оно должно «удовлетворить неиспользованный игровой спрос» жителей Китая: в северных провинциях страны 21% жителей с высоким уровнем дохода, но только 6% из них посетили казино Макао в 2014 г. Этот спрос должна взять на себя приморская игорная зона, уверен он.