Промышленники просят смягчить условия нового механизма господдержки
Наиболее радикально настроены автопроизводителиРоссийские промышленники опасаются, что не смогут выполнить все требования обсуждаемого в правительстве нового механизма господдержки, и просят их смягчить. Об этом президент РСПП Александр Шохин 5 декабря написал замминистра промышленности Василию Осьмакову.
По поручению вице-премьера Дмитрия Козака Минпромторг подготовил проект постановления правительства о новой системе господдержки. В этом документе («Ведомости» ознакомились с копиями проекта и письма РСПП, их достоверность подтвердили несколько человек, знакомых с содержанием документов) предлагается отменить часть программ господдержки и перейти в 2019 г. на универсальный механизм «корпоративных программ международной конкурентоспособности», рассчитанных до 2024 г. Планируется создать единый перечень производителей и утвердить отраслевые лимиты субсидирования. Большая часть субсидий достанется металлургии, машиностроению и химпрому (22, 21,1 и 15,3% соответственно).
РСПП беспокоит, что реформа приведет к сокращению госпомощи. Субсидии на поддержку экспорта по итогам 2018 г. превысят 15 млрд руб., а на реализацию нового постановления в 2019 г. выделяется 8 млрд, в 2020 г. – 6,9 млрд, в 2021 г. – 15,2 млрд, пишет Шохин и предлагает сохранить сумму субсидий.
Чтобы получить субсидию, компании должны непрерывно увеличивать выручку, сохраняя при этом долю экспортных продаж. Если ключевые показатели не достигнуты, выделение субсидий приостанавливается, пока нарушения не будут устранены. Если сделать это не удастся, федеральным производителям придется вернуть субсидии и выплатить штраф. Но в условиях волатильности рынков и санкционных рисков «у многих российских экспортеров отсутствует возможность гарантировать исполнение подобных жестких обязательств», предупреждает Шохин. Кроме того, данный показатель «абсолютно неприменим для оценки результативности использования субсидии производителями высокотехнологичной продукции» из-за длительных сроков разработки, прохождения международных тендеров и проч. РСПП предлагает создать единый перечень производителей высокотехнологичной продукции с особыми обязательствами.
В формулу результативности использования субсидии РСПП предлагает ввести агрегированный поправочный коэффициент, который будет учитывать «многообразие экономических факторов, оказавших влияние на мировые цены на промышленную продукцию». А также предусмотреть возможность корректировки обязательств компаний в случае новых санкций против российских экспортеров.
Наиболее радикальную позицию занял автопром. Крупнейшие концерны настаивают на сохранении мер поддержки, а их замену единым механизмом считают недопустимой. Об этом говорится в проекте протокола совещания, прошедшего 3 декабря у замминистра промышленности Александра Морозова с «АвтоВАЗом», «Соллерсом», «Камазом» и группой ГАЗ («Ведомости» ознакомились с копией). Реформа в условиях падающего рынка, внешнеэкономической и политической нестабильности приведет к падению продаж, особенно в условиях отсутствия переходного периода. А перераспределение поддержки автомобилестроения в пользу нацпроекта поддержки экспорта «повлечет невозможность выполнения уже взятых обязательств, например, по заключенным специальным инвестконтрактам». Кроме того, принятие единого механизма, закрепленного одним нормативным актом, может вызвать претензии ВТО к системе поддержки (об этом риске предупреждает и РСПП), а «кардинальное изменение правил игры дает отрицательный сигнал иностранным инвесторам», отмечается в проекте протокола. Встреча представителей автопрома с Козаком намечена на пятницу, 7 декабря.
Это соответствует позиции компаний, сказали представители «Камаза», группы ГАЗ и «АвтоВАЗа». Сейчас механизм содержит условия, которые не позволяют им воспользоваться, говорит представитель «Соллерса»: нужно поддерживать экспорт, а не заменять программы стимулирования внутреннего спроса. Представители РСПП и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Идея определения общих правил доступа к господдержке правильная, но не может быть единого механизма для всех отраслей, комментирует партнер Dentons Василий Марков. Он советует сначала разработать рамочный документ, а уже на его базе – отраслевые программы.