Искусственные алмазы не могут конкурировать с натуральными
Низкая цена не позволяет рассматривать их как предмет роскошиСуществующие в мире мощности по производству синтетических алмазов ювелирного качества оцениваются в 2 млн карат, это 5% от производства натуральных бриллиантов ювелирного качества (всего 40 млн карат). Такие данные приводит Bain & Company в своем обзоре алмазной отрасли за 2018 г.
Большая часть синтетических камней — мелкие, их размер не превышает 0,18 карата. Такие камни ближе к категории бижутерии, отмечает партнер Bain & Company Ольга Линде. К 2030 г. рынок синтетических бриллиантов может вырасти до 10–17 млн карат, если текущие темпы роста — 15–20% в год — сохранятся. Но эксперты Bain & Company сомневаются, что мощности будут расти так быстро в среднесрочной перспективе.
Алмазы в лабораторных условиях начали выращивать 60 лет назад. Сначала новая технология не оказала существенного влияния на рынок природных ювелирных алмазов, но по мере совершенствования лабораторий синтетические камни начали конкурировать с натуральными. Развитие технологий позволило снизить себестоимость производства крупных алмазов ювелирного качества в лабораториях. Сегодня производство карата синтетического алмаза стоит от $300 до $500, в 2008 г. себестоимость составляла $4000 за карат, приводят данные эксперты Bain & Company.
Снижение стоимости производства привело к падению стоимости самой продукции: за два года розничные цены на выращенные в лабораториях алмазы снизились вдвое, оптовые — втрое, пишут аналитики, и цены продолжат падать. Низкая себестоимость производства привлекает новых игроков, конкуренция давит на цены, а сам сегмент становится перенасыщенным, следует из обзора. Такая ситуация в секторе не позволяет производителям синтетических алмазов претендовать на покупателей продукции с натуральными камнями.
Рынок синтетических алмазов может развиваться по двум направлениям: стремиться занять свою нишу на розничном рынке ювелирных украшений с драгоценными камнями или производить камни для высокотехнологичных отраслей. «В конечном счете маркетинг и восприятие потребителя определят место лабораторных алмазов на рынке природных алмазов», — пишут эксперты Bain & Company. По их мнению, потребители могут воспринимать выращенные в лаборатории и природные алмазы как взаимозаменяемые, как два разных продукта или как что-то среднее. Вероятнее всего, потребители будут рассматривать синтетические алмазы как повседневные ювелирные изделия, но не как предметы роскоши, что ограничит их воздействие на рынок природных бриллиантов.
Крупнейший в мире производитель алмазов — российская «Алроса» (39,6 млн каратов в 2017 г.). В следующие 5–6 лет глобальный спрос на природные алмазы будет расти примерно на 3–4% в год вслед за повышением спроса на ювелирно-бриллиантовые изделия, привел данные представитель компании. «Основная задача участников рынка — эффективно разграничить синтетику и натуральные бриллианты, вывести синтетику в категорию бижутерии. В большей степени спрос на природные алмазы определяется экономической ситуацией и динамикой доходов населения в основных регионах потребления ювелирно-бриллиантовых изделий – прежде всего в США, Китае, Индии, Европе и Японии», — отметил он. По его словам, «Алроса» не склонна преувеличивать степень влияния синтетических алмазов на рынок.
Но, например, De Beers взяла рынок синтетических алмазов под контроль, чтобы влиять на спрос и предложение, работать над снижением популярности украшений из синтетических камней, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. De Beers купила компанию по производству синтетических алмазов, выпустила коллекцию с этими камнями и ведет активную информационную кампанию, поясняющую, что синтетический алмаз — это дешево и не уникально, напомнил он.
«Увеличение благосостояния среднего класса в Китае и Индии приведет к росту потребления бриллиантовой продукции на 2–3% в год. Крупнейшим потребителем этой продукции традиционно останутся США», — прогнозирует эксперт. На долю американского рынка приходится 40% мирового потребления ювелирной продукции с бриллиантами, рассказывал в июле «Ведомостям» гендиректор Ассоциации производителей алмазов (DPA) Жан-Марк Либеррер. Возрождение интереса к роскоши наблюдалось и со стороны китайских миллениалов, отмечают аналитики Bain & Company в своем отчете. По их прогнозам, в 2018 г. производство ювелирных украшений с бриллиантами и их продажи вырастут на 4–6% от уровня 2017 г.