В мире подскочил спрос на бриллианты и ювелирную продукцию
Прирост потребления обеспечивают Китай и СШАПродажи алмазов в мире выросли во II квартале 2018 г. по отношению к тому же периоду прошлого года на 8% до 37,9 млн каратов, пишут аналитики «ВТБ капитала» в своем обзоре. Продажи «Алросы» (28% мирового производства алмазов) в июле выросли на 17%, а за семь месяцев – на 9%. С начала года рост ценовых индексов «Алросы» и De Beers (20% производства) превысил 4%. Торговля алмазами в Индии в июле выросла на 27% в годовом сравнении, а маржинальность крупнейшего азиатского огранщика Asian Star превысила 5%.
Tiffany отчиталась о росте продаж ювелирной продукции на 12% во II квартале, при этом рост в Азиатском регионе составил 28%. Общие продажи ювелирной продукции и часов в США увеличились на 8,7%, следует из обзора. «Никаких признаков традиционного летнего снижения спроса на бриллианты не было», – отмечают аналитики.
Основным драйвером роста остается Китай: о сильном росте продаж заявил не только Tiffany, но и локальные ювелирные сети, приводят данные аналитики ВТБ. Рынок США также показал в июле рост на 8%. На долю американского рынка сегодня приходится 40% мирового потребления бриллиантов, Китая – 15%, напоминает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Далее идут страны ЕС, Япония и Индия с 10, 8 и 5% мирового потребления бриллиантовой продукции.
Рынки Китая и Европы страдают от торговых ограничений со стороны США, значительного потенциала роста спроса на бриллианты на этих рынках нет, добавляет Худалов. США в этом году могут продемонстрировать рост потребления около 5%, но он, скорее всего, будет непродолжительным, отмечает он.
При этом добыча алмазов в мире во II квартале упала на 5% до 35,7 млн каратов. «Алроса» – крупнейший производитель алмазов: в 2017 г. добыча – 39,6 млн т, в этом году план – 36,6 млн каратов. В августе 2017 г. после аварии был законсервирован рудник компании «Мир», на долю которого приходилось порядка 10% добычи. В 2019 г. «Алроса» рассчитывает увеличить производство до 37,5–37,7 млн каратов.
В то же время часть продукции «Алроса» продает со стоков. В конце II квартала 2018 г. ее складские запасы составили 11 млн каратов.
Слабая национальная валюта (рубль для «Алросы» и рэнд для De Beers, ведущей добычу в ЮАР) гарантирует низкую себестоимость производства алмазов и высокую выручку от продаж, которые осуществляются в долларах, отмечает Худалов.
Торговые войны, санкции и прочее не сильно влияют на рынок ювелирных бриллиантов, полагает директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников: «Этим рынком управляет Индия, где сосредоточены основные гранильные мощности». Главные потребители – США и Европа – регионы с наиболее высокой покупательной способностью и уровнем жизни, постепенно интерес к бриллиантовой продукции растет и на азиатских рынках. «Но стремительного роста спроса на бриллианты ожидать не стоит, так как он сдерживается популярностью других люксовых товаров», – добавляет он.
«Алроса» сохраняет умеренно позитивный прогноз роста рынка в 2018 г., говорит ее представитель: «В среднесрочной перспективе спрос на ювелирные изделия с бриллиантами будет расти на 1–4% в год».
Исправленная версия. В материале исправлены данные о торговле алмазами в Индии, продажах Tiffany и продажах ювелирной продукции в Китае.