Пошлины Трампа изменили расклад сил на мировом рынке стали

Направленные против Китая меры привели к росту цен в США и помогли российским компаниям
REUTERS
REUTERS

Введенные Вашингтоном в этом году пошлины на импорт стали спровоцировали резкое увеличение ее экспорта в Европу и отразились на всем мировом рынке. В результате цены на сталь в США выросли, а в Европе – снизились. От этого выиграли такие экспортеры стали, как Россия, Турция и Вьетнам, а европейские производители проиграли.

В марте президент Дональд Трамп объявил о введении 25%-ных импортных пошлин на сталь и 10%-ных – на алюминий для защиты американских производителей прежде всего от китайских конкурентов. В мае Вашингтон подтвердил, что это коснется также поставок металлов из Евросоюза, Мексики и Канады. ЕС оказался особенно уязвим перед наплывом дешевого импорта, поскольку спрос на сталь в странах блока растет, издержки местных производителей высоки, а торговые барьеры ниже, чем в США.

Металлургический сектор ЕС уже переживал кризис в 2015 г. из-за притока стали из Китая. Ситуация улучшилась лишь после принятия ряда мер властями ЕС и сокращения избыточных производственных мощностей в самом Китае. Теперь зарубежные сталелитейные компании снова стараются увеличить продажи в ЕС, пока его квоты полностью не выбраны.

«Разумный баланс на мировом рынке был нарушен всего одним действием – пошлинами США. Теперь торговые потоки пытаются к этому приспособиться, – говорит Роланд Баан, гендиректор одного из крупнейших в мире производителей нержавеющей стали Outokumpu. – В течение двух или трех лет доходность в отрасли возвращалась к приемлемому уровню, а теперь есть риск, что ситуация станет еще хуже, чем раньше».

Россия с начала года по сентябрь увеличила экспорт стали в ЕС примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом в 2017 г. Поставки из Вьетнама за то же время увеличились на 144%, а Турции – на 61%. Это позволило последней стать крупнейшим иностранным поставщиком стали в Европу. Причем турецкая сталь теперь намного дешевле благодаря ослаблению лиры к доллару на 28% в этом году, а к евро – на 29,2%. «Турки – наша главная проблема, потому что их валюта рухнула, а качество их продукции довольно хорошее», – говорит сооснователь британской сталелитейной компании Original Steel Services Питер Дэвис.

Конечно, некоторые металлурги продолжают экспортировать сталь в США, а квоты ЕС в конечном итоге ограничат импорт; кроме того, поставки идут в Азию. Но у азиатских производителей есть более существенная причина для беспокойства, отмечают аналитики: замедление экономики Китая может привести к снижению его спроса на сталь, в результате чего он станет поставлять больше металла за границу.

С начала года по октябрь США импортировали на 13% меньше стали, чем за аналогичный период 2017 г., по данным европейской ассоциации производителей стали EUROFER. Импорт в ЕС за тот же период вырос на 10% до рекордного максимума. Это сказывается на ценах. Стоимость европейской горячекатаной стали Ex-Works Ruhr снизилась на 11,5% с 14 февраля, когда Трамп заговорил о планах ввести пошлины. Американская горячекатаная сталь US Midwest Domestic с тех пор подорожала на 4,2% и более чем на 21% с начала года, когда покупатели начали готовиться к введению пошлин.

В ответ Еврокомиссия в июле установила временные ограничения на импорт определенных категорий продукции из стали. В начале 2019 г. Брюссель решит, сохранять ли эти квоты (они еще не выбраны) или ввести новые меры. «Предварительно Еврокомиссия выбрала самый простой вариант – управлять квотой, но она будет внимательно следить за ситуацией», – говорит европейский чиновник.

Некоторые европейские металлурги жалуются, что нынешние квоты недостаточно защищают их. Несмотря на рост спроса на сталь в Европе, ее производство в регионе сократилось на 0,4% за первые 10 месяцев 2018 г., по оценкам Citigroup. В то же время производство в США увеличилось более чем на 5%, а во всем мире (без учета Китая) – на 4,7%.

Критики системы квот отмечают, что она не учитывает сталь, транспортировка которой уже началась на момент их введения в июле. Это означает, что примерно 15% импортированной с тех пор стали не учитывалось в квотах, согласно EUROFER. Кроме того, для некоторых развивающихся стран, например Индонезии, были сделаны исключения. При этом квоты введены на категории товаров, а не на страны, поэтому металлурги спешат поставить сталь в Европу, пока квоты не достигли предела. Некоторые из них уже выбраны более чем на 75%.

Финская Outokumpu смогла получить прибыль в 2016 и 2017 гг. после двух лет убытков во время предыдущего кризиса в отрасли. Но в этом году ее прибыль значительно сократится из-за наплыва импорта, предупреждает Баан.

«Северсталь» в этом году вообще не продавала сталь в США из-за введения пошлин, зато удвоила экспорт в ЕС более чем в два раза. «В Европе есть разные игроки: некоторые после ухода из США находят там замену [прежним клиентам], другие просто расширяют свой бизнес», – отмечает ее директор по маркетингу Дмитрий Горошков.

Перевел Алексей Невельский