Пошлины Трампа не испугали иностранных производителей алюминия

Импорт остался высоким, главной жертвой стали покупатели металла
Без иностранных поставщиков США не обойтись: на долю страны приходится 9% мирового спроса на алюминий и лишь 1% производства
Без иностранных поставщиков США не обойтись: на долю страны приходится 9% мирового спроса на алюминий и лишь 1% производства / Denis Balibouse / Reuters

Президент США Дональд Трамп весной ввел 10%-ные пошлины на алюминий в попытке защитить американских производителей от зарубежных конкурентов. Но эти пошлины так до сих пор и не оказали существенного влияния на бизнес европейских компаний, поставляющих металл в США.

Иностранные производители алюминия в основном переложили возникшие из-за пошлин издержки на клиентов в США, утверждает норвежская Norsk Hydro. «Мы зарабатываем [там] столько же, сколько и прежде», – говорит представитель компании Халвор Молланд. В прошлом году выручка Norsk Hydro в США составила около $1,6 млрд.

«Немецкие компании говорят нам, что пошлины их сейчас не волнуют», – подтверждает Кристиан Веллнер из немецкой ассоциации проиводителей алюминия GDA.

Некоторые, например немецкая Alimex, даже отчитываются о росте продаж в США. Причина в том, утверждает компания, что многие американские конкуренты повысили цены после введения пошлин, а иностранцы последовали их примеру. Это позволило не только компенсировать издержки на пошлины, но и увеличить выручку. «Действия Трампа привели к росту цен в США, и это на фоне увеличения спроса. На некоторые виды продукции мы смогли повысить цены более чем на 10%», – отмечает гендиректор Alimex Филип Гротхе.

Базовые мировые цены на алюминий сейчас, по данным Лондонской биржи металлов, примерно на 7% ниже, чем годом ранее, и на 24% ниже апрельского пика, когда они подскочили после введения Вашингтоном санкций против UC Rusal, второго по величине производителя алюминия в мире. Но за последний год премия за региональную доставку, которая добавляется к базовой цене, в США выросла в два с лишним раза до $433 за тонну. Премия за доставку в США и так обычно одна из самых высоких в мире, согласно S&P Global Platts. Сейчас ее увеличение связано не только с введением пошлин, но и с ростом спроса в США, а также с такими неожиданными событиями, как санкции против UC Rusal.

Импорт алюминия в США с января по конец августа 2018 г. сократился на 14% в годовом выражении, по данным американского правительства. Его производство в стране за первые девять месяцев этого года, согласно Ассоциации производителей алюминия, увеличилось на 13%, но местным компаниям все равно очень далеко до удовлетворения спроса. В 2017 г. выпуск алюминия в США составил 740 800 т, а импорт – 4,9 млн т. На долю страны приходится 9% мирового спроса на металл и лишь 1% производства.

По мнению Дэйва Эрнсбергера из S&P Global Platts, производство алюминия в США, вероятно, вырастет, но страна продолжит сильно зависеть от импорта. «Пока все складывается удивительно гладко для экспортеров алюминия в США», – говорит он.

По словам Жан-Марка Жермена, гендиректора нидерландского производителя алюминия Constellium, продукция его компании остается привлекательной для американских клиентов, несмотря на рост цен. Также он отмечает, что пошлины не решают проблему избыточных мощностей и нечестного ценообразования в Китае.

Совокупный экспорт алюминиевых продуктов из ЕС в США вырос на 8% до 353 000 т в 2017 г., что примерно соответствует 1,2 млрд евро, согласно Eurostat. Как показывают предварительные данные за этот год, во II квартале их эскпорт немного снизился по сравнению с предыдущим кварталом, но зато тогда он немного увеличился в преддверии введения пошлин в марте.

Как утверждает GDA, немецкий алюминий качественнее американского, поэтому покупатели в США вынуждены смириться с ростом цен. Еще одна причина, почему американские конкуренты не смогли значительно увеличить собственное производство, – высокие цены на электричество, которые делают наращивание бизнеса экономически невыгодным.

Правда, рост цен на алюминий побудил иностранные компании увеличить свои производственные мощности в США, способствуя притоку инвестиций и созданию рабочих мест. Например, Alimex сейчас инвестирует там 4,5 млн евро. «Это означает рост конкуренции для местной отрасли, поскольку мы станем гораздо ближе к покупателям», – говорит Гротхе.

Главной жертвой пошлин стали покупатели алюминия. Гендиректор Alcoa Рой Харви предупредил в октябре, что рост цен заставит покупателей искать новых поставщиков, в том числе среди компаний, переплавляющих алюминиевый лом для повторного использования: «Металл в США теперь дороже, чем в остальных странах мира, и использование металлолома становится все более выгодным».

Перевел Алексей Невельский