Выпуск «Сапсанов» в России может быть локализован на 10–20%
Локализация уже производимых «Ласточек» – более 80%, но и заказ на них от РЖД гораздо крупнееЛокализация скоростных пассажирских поездов «Сапсан», которые завод «Уральские локомотивы» (СП Siemens и группы «Синара») рассчитывает выпустить в рамках планируемого контракта с РЖД, будет в диапазоне 10–20%. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на заместителя гендиректора «Уральских локомотивов» Виталия Брексона.
Сейчас в парке РЖД 16 поездов «Сапсан», все они были импортированы. В рамках нового контракта, который стороны хотят заключить в 2019 г., планируется закупка еще 11 «Сапсанов», а также 27 вагонов для увеличения составности имеющихся поездов. Их и планирует выпускать завод «Уральские локомотивы».
По словам Брексона, предполагается, что поезда будут выпускаться на тех же линиях, что и электропоезда «Ласточка». Партия поездов небольшая плюс подход к формированию алюминиевого кузова такой же, объясняет он. «Если бы поступил заказ на несколько сотен поездов, тогда бы понадобилась модернизация, но пока нет», – добавил Брексон.
Требования к уровню локализации «Сапсанов» еще не утверждены. «Параметры будут уточняться в ходе подготовки договора на поставку, который должен быть подписан в I квартале 2019 г.», – сказал «Ведомостям» представитель РЖД.
«На нашем заводе [«Уральские локомотивы»] от всей добавленной стоимости мы делаем, может быть, 30–40%, все остальное – это работа поставщиков», – пояснял летом 2018 г. в интервью ТАСС Дитрих Меллер, занимавший на тот момент пост президента Siemens в России. Локализация «Сапсанов» будет зависеть от заказа – количества вагонов и поездов, подчеркивал он. «Локализация «Ласточек» была гарантирована контрактом на 1200 вагонов», – приводил пример Меллер.
Локализация поезда на 10–20% – это изготовление кузова (с возможным использованием российского металла) и крупноузловая сборка из импортируемых комплектующих, комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Сами комплектующие локализовать при такой небольшой партии невозможно, поэтому такая задача и не будет поставлена», – считает он. Сборка «Сапсанов» выглядит предпочтительнее по сравнению с их импортом, продолжает Бурмистров. По его словам, локализация в 10–20% позволит СП компенсировать расходы на организацию сборки и подготовить почву для развития производства под новые заказы РЖД.
«Уже при второй поставке “Сапсанов” часть работ выполнялась в России, например пуско-наладка. С “Сапсаном-3” мы планируем расширить этот диапазон, – комментирует представитель Siemens. – Такая схема является оптимальной с точки зрения экономической эффективности для заказчика».
По его словам, при сборке «Сапсанов» в России будет оптимизирован производственный процесс. «Специалисты “Уральских локомотивов” готовы работать непосредственно вблизи будущей эксплуатации поездов, – рассказывает представитель Siemens. – Мы также рассматриваем возможность закупки определенных узлов, например, системы безопасности. Насчет других компонентов еще идет обсуждение». Для «Ласточек» в России закупается система управления верхнего уровня, система кондиционирования, колесные пары, кузова, тележки, интерьер и др., перечисляет он.
Первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин говорил ранее, что «Уральские локомотивы» могут стать одной из площадок для выпуска поездов для проекта строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). Для первого планируемого участка ВСМ (Москва – Нижний Новгород) потребуется не менее 15 поездов, пояснял «Ведомостям» представитель РЖД.
По оценке Бурмистрова, инвестиции в организацию сборочного производства «Сапсанов» не превысят 500 млн руб. с учетом расходов на проведение сертификационных испытаний. Создание же полноценного производства высокоскоростного подвижного состава с нуля потребует инвестиций в размере не менее 40 млрд руб., указывает он.
«Ведомости» ожидают комментария от группы «Синара».