Мамы в декрете наторговали на полтриллиона

Продажи в соцсетях и мессенджерах в России достигли почти 600 млрд рублей
Интересы небольших и маленьких продавцов и покупателей отлично совпадают в социальных сетях, на онлайн-досках объявлений и в мессенджерах
Интересы небольших и маленьких продавцов и покупателей отлично совпадают в социальных сетях, на онлайн-досках объявлений и в мессенджерах / Владимир Астапкович / РИА Новости

«Яндекс.Касса» и агентство Data Insight проанализировали продажи в социальных сетях, мессенджерах и на онлайн-досках объявлений за год – по март 2018 г. По их оценкам, через такие каналы в России продается товаров и услуг на 591 млрд руб. в год, а средний чек составляет 1500 руб. Всего за год на всех таких площадках состоялось около 394 млн сделок. Наиболее популярная категория товаров – одежда и обувь, продажи которых достигают 100 млрд руб.

Аналитики учитывали продажи через соцсети, сайты объявлений и мессенджеры и компаний, и частных пользователей. Их оценка рынка сопоставима с оборотом классического онлайн-ритейла в России – за 2017 г., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, это 1,04 трлн руб.

Основные продажи исследованного типа – а именно почти треть рынка – происходят на онлайн-досках объявлений, самые популярные из которых – Avito и «Юла». Второй по популярности канал продаж – социальные сети, тут лидируют «В контакте», Instagram и «Одноклассники». Следом идут сайты так называемой шеринг-экономики, которые за плату предоставляют доступ к товару, услуге, недвижимости, – YouDo, Profi и проч.

Через мессенджеры проходит около 6% социальной онлайн-коммерции, тройка самых популярных – WhatsApp, Telegram, Viber.

Avito оценивает, что на ее площадке за последние 12 месяцев было продано товаров и услуг – с учетом автомобилей и недвижимости – на 1,27 трлн руб. Это примерно 1% от прогнозируемого на 2018 г. ВВП России, считает пиар-директор сервиса Андрей Барковский. Avito оценивает продажи частными лицами товаров общего спроса почти в 300 млрд руб. за 2017 г. и ждет, что в 2018 г. он достигнет 380 млрд руб.

Социальная сеть «Одноклассники» в последние годы упрощала продажи товаров через свою площадку, говорит ее руководитель Антон Федчин: дала возможность размещать объявления о продаже товаров в открытых сообществах, запустила онлайн-витрины и интегрировала сервис «Юла». И количество товаров, загружаемых в социальную сеть, выросло в несколько раз, радуется он, а число объявлений от интернет-магазинов и пользователей за год выросло втрое.

Всего в России в социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей и 22 млн продавцов – как компаний, так и частных лиц, оценивают «Яндекс.Касса» и Data Insight. Более половины продавцов (56%) продают бывшие в употреблении вещи. 12% продавцов считают доход от социальной коммерции существенным.

В классическом секторе розничной торговли, по данным Росстата, среднегодовая занятость за 2017 г. составила 5,4 млн человек.

Развитие интернета и социальных сетей увеличило включенность людей в товарообмен, напоминает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: например, это позволило участвовать в торговле домохозяйкам, которые таким образом стали продавать товары домашнего производства. Иногда такой бизнес превращается в малый или средний, говорит он, пока вклад такого предпринимательства на рынке труда невелик, но оно может влиять негативно, сокращая занятость в массовых профессиях, в частности в обрабатывающей промышленности.

«Социальные страховые системы были построены по принципу участия в них больших масс работников со стабильными рабочими местами, доходом, отчислениями в системы, – напоминает эксперт. – А когда появляются формы, замещающие постоянный труд на длительной основе, система соцстрахования получает то взнос, то ноль, и затрудняется прогноз годовых поступлений».

Федеральная налоговая служба (ФНС) системно не отслеживает тех, кто продает товары или услуги через сайты объявлений и соцсети, говорит федеральный чиновник. Оценить долю людей, которые платят налог с подобной деятельности, сложно, продолжает он, тем более что тенденции роста числа предпринимателей, отчитывающихся о доходах от социальной онлайн-торговли, нет.

Чтобы стимулировать самозанятых платить налоги, с января 2019 г. заработает новый налоговый режим.

Эксперимент будет проходить до 2029 г. в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Для тех, кто оказывает услуги или продает товары населению, налоговая ставка составит 4%, для работающих с компаниями – 6%. Чтобы стимулировать людей переходить на новый режим, ФНС разработала специальное приложение-кассу, через которое самозанятые будут регистрироваться в ФНС, проводить платежи и отчислять налог. Режимом могут воспользоваться все, кто оказывает услуги или производит товары, сдает в аренду жилье. Сейчас ФНС ведет переговоры с 20 крупными интернет-агрегаторами, рассказывал 21 ноября в интервью «Ведомостям» руководитель службы Михаил Мишустин. Один из вариантов – создать API-платформу, которая позволит агрегатору и налоговикам интегрировать приложения, говорил он. Переговоры идут в том числе с «Яндекс.Такси», YouDo, Profi, «Юлой», Airbnb, перечисляет федеральный чиновник, но с социальными сетями ФНС переговоры не ведет.

Крупный классический российский онлайн-ритейл пока не воспринимает торговлю в соцсетях и мессенджерах как серьезную угрозу, хотя и согласен: это заметный рынок. В некоторых регионах России местные форумы и чаты доминируют в структуре продаж определенных групп товаров и услуг, говорит представитель Ozon.ru Мария Заикина. Через соцсети и онлайн-объявления люди в основном продают одежду и обувь, которую не хотят носить или которая не подошла, рассуждает управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda Group Юлия Никитина.

Проблема продаж в соцсетях – в их нишевости, отсутствии гарантий подлинности и качества, неудобной доставке, считает Никитина. «Нередко в сетях мы видим истории покупателей, которые что-то предоплатили, а потом получили не то, на что рассчитывали, или не получили заказ вовсе», – вторит ей Заикина.

Для классического онлайн-ритейла социальные сети – хорошая возможность не только для эффективной и персонализированной медийной рекламы, но и для стимулирования продаж, находит плюсы директор по маркетингу «Яндекс.Маркета» Владислав Свириденко. Доля интернет-пользователей, которые что-либо покупали через социальные сети, будет только расти за счет развития аудитории самих площадок и все больших затрат на продвижение в этом канале классического онлайн-ритейла, рассуждает он.

Представитель Viber не прокомментировал вопросы «Ведомостей» – он объяснил, что мессенджер нельзя считать торговой площадкой. Представители «В контакте», Facebook, WhatsApp, Instagram, Telegram не ответили на запросы.

Интересы небольших и маленьких продавцов и покупателей отлично совпадают в социальных сетях, на онлайн-досках объявлений и в мессенджерах