Эксперты предлагают доработать налоговый маневр
К текущему варианту много технических вопросов, считает Vygon ConsultingСпособ стимулировать нефтяников поставлять на внутренний рынок больше топлива при его высокой экспортной цене – «новейшее российское изобретение и к нему много технических вопросов, требующих проработки», пишет в исследовании Vygon Consulting. Эксперты предлагают в качестве альтернативы вернуться к обсуждению концепции плавающего акциза на нефтепродукты.
Стимулировать нефтяников поставлять на внутренний рынок правительство сможет с 1 января 2019 г. (так называемый демпфирующий механизм). Это предусмотрено поправками в законодательство, касающимися завершения налогового маневра. Согласно им, если экспортная оптовая цена на бензин и дизельное топливо выше, чем цена на внутреннем рынке, производителям топлива правительство будет компенсировать 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой: 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Максимум, на что могут рассчитывать нефтяники, – 400 млрд руб. Сейчас внутренние цены выше экспортных, а Госдума уже обсуждает поправки, которые увеличат компенсацию до 630 млрд руб.
Величина компенсации за поставки на внутренний рынок непредсказуемо меняется, пишет Vygon Consulting. Если экспортные цены будут 56 010 руб. за 1 т бензина, то компенсация для компании за поставку топлива на внутренний рынок составит 3360 руб. за 1 т, но если цена снизится всего на 20 руб. до 55 990 руб. за 1 т, то компании уже придется доплачивать в бюджет – за то, что она поставляет на внутренний рынок. Кроме того, если при цене нефти $90 за баррель и курсе 40 руб./$ всем нефтяникам придется платить в бюджет 133 млрд руб. в год, то при стоимости нефти $40 за баррель и курсе 40 руб./$ – 896 млрд руб. Vygon даже подсчитала, что при базовом сценарии Минэкономразвития за поставку топлива нефтяникам придется заплатить в бюджет с 2020 г. 661 млрд руб.
Компании не смогут заранее посчитать, сколько получат компенсации, акцентирует внимание Vygon Consulting. Цены для расчета компенсации из бюджета рассчитываются ФАС, она выплачивается по итогам каждого месяца. Так что при формировании оптовых цен нефтяники смогут использовать только прогноз. «Новых дискуссий по механизму компенсации за поставки на внутренний рынок не ведется», – сказал представитель вице-премьера Дмитрия Козака. Представители нефтяных компаний, Минэнерго и Минфина не ответили на вопросы «Ведомостей».
Кроме того, маржа нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в 2019 г. снизится – стимулирование поставок на внутренний рынок не учитывает увеличения акцизов на топливо с начала следующего года (в 1,5 раза) и НДС (на 2 п. п. до 20%). По прогнозу Vygon Consulting, маржа российских НПЗ в среднем снизится с $5,3 за баррель (в ноябре этого года) до $3,9 за баррель (в январе будущего года).
Эксперты Vygon Consulting считают, что дополнительные доходы бюджета от завершения налогового маневра могут быть ниже ожидаемых 1,7 трлн руб. за шесть лет из-за возможного продолжения поддержки стран ЕАЭС (потребуется 304 млрд руб. в 2019–2024 гг.). В среду первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что Россия может компенсировать потери Белоруссии от завершения налогового маневра в виде трансферта в белорусский бюджет.