Госдума запретила возврат непроданных скоропортящихся продуктов поставщикам
Торговые сети не смогут возвращать продовольствие сроком годности до 30 дней включительноДепутаты Госдумы 7 ноября в третьем чтении одобрили поправки в закон «О торговле». Их разработала группа депутатов во главе с зампредом Госдумы Ириной Яровой и первым зампредом комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Лисовским.
Согласно поправкам торговые сети не смогут возвращать поставщику продовольствие сроком годности до 30 дней включительно. Речь идет о свежем мясе и рыбе, продуктах из них, молочной и кондитерской продукции, хлебобулочных изделиях, овощах и фруктах, перечисляет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. На товары сроком годности до 30 дней приходится около 70% ассортимента, отметил представитель «Магнита».
Изначально депутаты хотели запретить возврат непроданной еды без ограничения сроков годности. Тогда под запрет возврата еще попали бы, например, крупы и консервы. Как говорилось в пояснительной записке к поправкам, сети стали чаще возвращать качественные, но не проданные за определенное время товары. Это «причиняет существенный ущерб отечественным производителям».
Самая острая ситуация была по хлебобулочным изделиям, говорит Востриков: возвраты могли доходить до 30%. Но крупные сети – сначала X5 Retail Group, затем «Магнит», «Дикси», «О’кей» и др. около полутора лет назад сами отказались от возврата непроданного хлеба. Некоторые крупные игроки работают совсем без возвратов и по другой продукции: так поступает сеть гипермаркетов «Глобус», говорит ее представитель.
Возвраты сохраняются только для поставщиков, которые просили письменно об этом, чтобы поддержать конкурентоспособность продукции, и у которых цена товара уже учитывает такие издержки, говорит представитель X5, управляющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». «В основном это торты, кондитерские изделия, – говорит он. – Кроме них такие условия были у некоторых производителей молочных продуктов, колбасы, сыра со сроками годности до 30 суток». Доля возвратов в этих категориях, по его словам, не выше 1–2%.
Производитель молочной продукции «Братья Чебурашкины», у которого нет продуктов, хранящихся дольше 30 дней, работает с сетями как с возвратами, так и без них, говорит гендиректор ТД «Братья Чебурашкины» Максим Макашёв.
На благо производителя
«...Уже сейчас можно говорить о тех положительных моментах, которые неизбежно наступают при принятии этого закона. Само по себе соблюдение условий договора означает, что производитель получает горизонт планирования, расширение своего производства, повышение качества рецептуры, расширение ассортимента, что, безусловно, выгодно всем покупателям, гражданам России <...> Между производителями возникает важный фактор честной конкуренции, когда невозможно будет решать с торговой сетью вопрос через договоренности преднамеренных убытков для того, чтобы таким образом профинансировать свое попадание на полку. Поэтому честная конкуренция здесь также обеспечивается», – заявила зампред Госдумы Ирина Яровая на заседании 7 ноября 2018 г.
До сих пор возможность возвращать, не возвращать непроданный товар из сети или возвращать определенный процент позволяла производителю по-разному строить работу с ритейлом, отмечает Макашёв. Например, если производитель только выходит на рынок, то невозможность забирать непроданную продукцию из магазинов серьезно ограничит его в продвижении своих товаров: «Торговая сеть очень осторожна в заказах такой продукции, товароведы магазинов не хотят брать на себя ответственность за возможные убытки». Но с другой стороны, рассуждает он, когда продукция уже давно на рынке, ритейл может злоупотреблять правом заказать слишком много. «Наиболее удобно для производителей продукции было бы в течение ограниченного времени – например, одного-двух месяцев – иметь возможность забирать непроданный товар из магазинов, а по истечении этого срока работать с сетями уже по безвозвратной системе», – считает Макашёв.
Для молочной отрасли в целом возвраты не были серьезной проблемой, но Союзмолоко считает правильным, что производители не будут нести полную ответственность за нераспроданные остатки у сети, говорит представитель Союзмолока Мария Жебит. Есть и некоторые опасения, говорит она: сети могут менее охотно заключать договоры с компаниями, спрос на продукцию которых не очень высок, и с новичками. Кроме того, для перестраховки сети могут сокращать закупки.
Никаких трудностей введение запрета не вызовет, уверен Востриков: «Но и пользы рынку от этого законопроекта мы не видим». Уже сейчас договоры о возврате между торговыми операторами и поставщиками не заключаются, знает он: процесс происходит по договору купли-продажи. «И введение законодательного запрета в предложенной формулировке эту проблему не решает», – резюмирует он.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Бурлакова