Яровая хочет запретить ритейлерам возвращать продукты поставщикам

Производители и торговые сети просят не вмешиваться в их отношения
В последние годы число возвратов выросло: по отдельным хлебопекарным предприятиям – до 50% от всей поставки
В последние годы число возвратов выросло: по отдельным хлебопекарным предприятиям – до 50% от всей поставки / Максим Стулов / Ведомости

Группа депутатов во главе с Ириной Яровой внесла в Госдуму законопроект, который запрещает поставщику и ритейлеру заключать договоры, позволяющие возвращать непроданные товары.

Сейчас закон о торговле запрещает навязывать поставщикам условия о возврате продуктов. Но сети и поставщики находятся в неравном положении, поэтому доказать факт навязывания невозможно, указывают авторы проекта. В последние годы число возвратов выросло: по отдельным хлебопекарным предприятиям – до 50% от всей поставки, мясной продукции – до 30%. Хлебопеки теряют миллиарды рублей, уверяют депутаты. Опрос, проведенный по инициативе «Единой России», показал, что большинство производителей и представителей отраслевых ассоциаций поддерживают запрет.

Но опрошенные «Ведомостями» производители и ритейлеры придерживаются другого мнения. Саморегулирование работает эффективнее, настаивает представитель X5 Retail Group. От возврата хлеба компания отказалась еще с 1 июня 2017 г. по договоренности с союзом хлебопеков. Возврат других товаров прекращен с начала 2018 г., за исключением некоторых поставщиков, которые сами попросили продавать им нереализованную, но еще годную продукцию, рассказывает представитель сети.

Представитель «Дикси» тоже заверил, что возвраты если и бывают, то по инициативе самого поставщика – в среднем это 3–4% от стоимости приобретенных сетью товаров. Иногда поставщики хлеба выкупают его для вторичной переработки, приводит он пример.

Но Яровая уверена, что законопроект сделает ситуацию более определенной. Нельзя будет принудить производителя, замаскировав это под его желание нести финансовые потери, пояснила она «Ведомостям». Руководитель профильного комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев не стал комментировать перспективы принятия поправок. Пока Яровой удавалось ужесточать регулирование торговли – в 2016 г. были приняты поправки в закон о торговле, несмотря на критику торговых сетей и некоторых поставщиков (сократились ретро-бонусы, в них включены маркетинговые, транспортные расходы и др.).

Если запретить все возможности возвращать продукцию, то, скорее всего, средние нормы списания продукции будут вычитаться из цены контракта, а продукция несогласных с этим поставщиков исчезнет с полок, предупреждает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» (в него входят «Солнечные продукты», «Руссоль», «Эфко» и другие крупные производители продуктов) Дмитрий Востриков. Именно так отреагировал бизнес на прошлые поправки Яровой в закон о торговле – выпавшие доходы ритейл переложил на поставщиков, добившись скидок, уверяли производители.

Кроме того, отказ от возврата в регионах с высокой конкуренцией между производителями может привести к сокращению производства: менее востребованные продукты с высоким уровнем списаний могут выводиться из ассортимента, согласен представитель одной из торговых сетей. Когда сеть приобретает товар, то становится его собственником, говорит представитель еще одного крупного ритейлера. Никто не может запретить ей продавать обратно поставщику товар надлежащего качества – и не понятно, как законодатели собираются реализовать эту меру, замечает он.

Полная отмена возвратов не отвечает интересам части самих поставщиков, ущемляет их экономические интересы, уверяет представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Это может привести к тому, что по вечерам на полках не окажется скоропортящихся продуктов. В декабре 2016 г. Российская гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК) и АКОРТ подписали меморандум о взаимодействии и взаимопонимании, напоминает директор РОСПиК Михаил Крихели. Поставщики и сети разрешили ситуацию без внешнего вмешательства с помощью саморегулирования, уверяет он: через полгода число возвратов хлеба сократилось вдвое и больше, хлебопеки сэкономили не менее 5 млрд руб.