Основным экспортным рынком для «Роснефти» вместо Европы стала Азия
В июле – сентябре госкомпания впервые экспортировала больше нефти на восток, чем на западТакие данные содержатся в отчете «Роснефти» по МСФО за III квартал, опубликованном 6 ноября. На экспорт в Азию компания поставила 15,7 млн т нефти (48% экспорта), в Европу – 13,1 млн т (40%). Всего с начала года «Роснефть» поставила в Азию 43,1 млн т, а в Европу – 41 млн т.
До сих пор вплоть до II квартала нынешнего года крупнейшим зарубежным покупателем нефти у российской госкомпании была Европа. Еще недавно «Роснефть» поставляла туда более 60% сырья. Разрыв поставок на запад и на восток еще в прошлом году был гигантским – 65,3 млн т против 47,7 млн т.
Основной потребитель российской нефти в Азиатском регионе – Китай. «Партнерство с Китаем для нас осознанный стратегический выбор, – говорил в сентябре главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. – «Роснефть» продает в Китайскую Народную Республику треть всей экспортируемой нефти». В прошлом году в Китай «Роснефть» поставила около 40 млн т. «В нынешнем году объем наших поставок [в Китай] может составить до 50 млн т», – говорил Сечин.
С чем связано падение поставок нефти в Европу и рост поставок в Азию, представитель «Роснефти» комментировать не стал.
Изначально китайский рынок начал осваивать ЮКОС Михаила Ходорковского, вспоминает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Но после того как крупнейший добывающий актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз» (добывает по 66,5 млн т нефти в год) – достался «Роснефти», госкомпания продолжила лоббировать строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), говорит Маринченко. Первая очередь трубы была запущена в 2009 г. При этом «Роснефть» под поставки нефти в Китай регулярно привлекала предоплату.
Именно после покупки «Юганскнефтегаза» «Роснефть» начала разворот на восток. В 2004 г. Китай одолжил госкомпании $6 млрд для оплаты покупки «Юганскнефтегаза» в обмен на поставку 48,4 млн т нефти в 2005–2010 гг.
Основной покупатель сырья «Роснефти» – China National Petroleum Corporation (CNPC). Компании заключили три долгосрочных контракта. Первый был подписан в 2009 г. на поставку 15 млн т нефти в год в 2011–2030 гг. по отводу от ВСТО. Летом 2013 г. был заключен договор на поставку еще 325 млн т на 25 лет. Третий контракт был подписан также в 2013 г. Это пятилетнее соглашение на поставку 35 млн т, которое в январе 2017 г. было продлено еще на пять лет и увеличено на 56 млн т нефти.
ВСТО можно расширить (и это запланировано), перевалку через дальневосточные порты – увеличить, считает аналитик АКРА Василий Танурков. «Два ответвления в Китай от ВСТО сейчас могут пропустить суммарно 30 млн т нефти в год, плюс поставки через Казахстан – еще около 10 млн т, – перечисляет он. – Через порт Козьмино в 2017 г. прошло еще 23 млн т».
«Роснефть» в последние годы наращивает добычу на востоке страны. В том числе растут проекты, в которых получили долю китайские и индийские компании, добавляет аналитик «Атона» Александр Корнилов. «При этом Европа стагнирует из-за снижения темпов экономического роста, перехода к сервисной экономике, – указывает Корнилов. – Поэтому снижает потребление [нефти]». Страны Евросоюза активно переходят к возобновляемым источникам энергии, отказываются от моторного топлива в пользу электромобилей, говорит эксперт. «Сотрудничество с Китаем идет по нарастающей – в том числе за счет привлечения китайских компаний в отдельные добывающие проекты, – рассуждает Танурков. – Вполне логично, что китайцы увеличивают закупки у компаний, в которых у них есть доля». Китай – это крупный и достаточно быстро растущий, в отличие от Европы, рынок, так что он перспективен для любых нефтедобывающих компаний. Кроме того, у «Роснефти» сейчас много новых месторождений в том же Красноярском крае, откуда достаточно удобно экспортировать в Китай, говорит Танурков.
«Роснефть» продолжает наращивать поставки нефти в Китай – в соответствии с долгосрочными контрактами в счет предоплаты», – говорит Маринченко. При этом значительная часть поставок в Европу осуществляется по краткосрочным контрактам. «Нельзя сказать, что один рынок существенно выгоднее, чем другой, – считает Маринченко. – Но поставки в Китай выгодны с точки зрения страховки от новых гипотетических рисков».
При этом Европа по-прежнему покупает у «Роснефти» больше нефтепродуктов, чем Азия, – 12,3 млн т против 4,6 млн т, следует из отчета «Роснефти».