«Почта России» заключила рекордный контракт на вагоны
Купить новые компании выгоднее, чем продлевать срок службы старыхФГУП «Почта России» до конца 2018 г. получит от «ВТБ лизинга» 107 почтово-багажных вагонов, которые выпустит их единственный российский производитель – группа «Трансмашхолдинг», рассказали «Ведомостям» представители компаний – участниц сделки. Первые поставки начнутся в ноябре. Новые вагоны будут использоваться в обычных и скорых пассажирских поездах, а также в почтовом поезде Москва – Владивосток.
По данным представителя «Почты России», покупка нового подвижного состава обойдется в 3,7 млрд руб., включая лизинговые платежи в течение семи лет. Для сравнения: чистая прибыль «Почты России» за девять месяцев 2018 г. по РСБУ составила 1,1 млрд руб. против 2,3 млрд руб. чистого убытка годом ранее.
«Мы расцениваем «Почту России» как важного клиента, а сам контракт – как крупный», – сказал представитель ТМХ. «Сотрудничество с «Почтой России» имеет для нас важное значение, так как почтовая связь является одним из ключевых элементов национальной инфраструктуры», – передал «Ведомостям» гендиректор «ВТБ лизинга» Дмитрий Ивантер. Ранее с участием этой лизинговой компании были переданы «Почте России» 50 вагонов (в 2014 г.) и 45 вагонов (в 2017 г)., напомнил он. По его словам, в целом на железнодорожный транспорт приходится 36,4% текущего портфеля «ВТБ лизинга» (это около150 млрд руб.).
Столько много «Почта России» разово не покупала, по словам ее представителя. Основная причина – необходимость замены списываемых вагонов. В этом году будет списан 191 вагон, передал «Ведомостям» и. о. заместителя гендиректора по логистике «Почты России» Игорь Чебунин. Сейчас общий парк вагонов компании – 712 шт., к началу 2019 г., с учетом списания и закупки новых вагонов, он составит 628 шт., уточняет представитель. Средний возраст парка компании снизится с 20 до 18 лет.
Купить вместо старых новые выгоднее компании, чем продлевать их срок службы, поясняет Чебунин. Эта длительная процедура (до 15 месяцев), она потребовала бы капитально-восстановительного ремонта, разработки новой технической документации, сертификации и испытаний, перечисляет Чебунин. В итоге, по его словам, общие затраты составили бы 14–16 млн руб. на вагон. Получается, продление службы 191 вагона обошлось бы компании примерно в 3 млрд руб. При этом срок службы вагонов ранее уже продлевался и примерно половине из них до предельного срока эксплуатации в 40 лет осталось совсем немного, добавляет он.
То, что компания закупит меньше вагонов, чем будет списано, Чебунин объясняет улучшенными характеристиками новой техники, повышенной грузоподъемностью. По его словам, новые вагоны закупаются двух видов – с купе для персонала (грузоподъемностью 25 т) и без него (33 т), а у вагонов старого образца грузоподъемность 22 т. Плюс у новых вагонов изначальный срок службы больше – 40 лет. Технические возможности части вагонов позволят в перспективе использовать их и на железнодорожной инфраструктуре Китая, где размер колеи отличается от российской, по словам представителя.
По итогам девяти месяцев 2018 г. количество внутренних почтовых отправлений у компании выросло на 14% до 65 млн шт., международных – на 25% до 259 млн шт. (около 90% – это Китай). В парке «Почты России» помимо вагонов также 17 000 автомобилей для внутренних перевозок и два Ту-204С для доставки посылок из Китая. Закупка новых самолетов пока не планируется, инвестиции в автопарк в 2019 г. обсуждаются, говорит представитель «Почты России».
Онлайн-торговля, в том числе трансграничная, активно развивается в удаленных регионах России, а стоимость автомобильных перевозок из-за удорожания топлива растет, поэтому актуальность использования почтово-багажных вагонов значительно повышается, комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, с учетом роста рынка и необходимости дальнейшего обновления парка в 2019–2020 гг. «Почте» потребуется закупить еще не менее 150 вагонов.