Меркель изменила отношение к импорту газа из США
Ее правительство поддержит строительство СПГ-терминала в ГерманииПравительство Германии решило помочь с финансированием строительства терминала стоимостью 500 млн евро для импорта сжиженного природного газа (СПГ). Об этом канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщила в октябре небольшой группе депутатов из Нижней Саксонии, где будет реализован проект, утверждают знакомые с ситуацией люди. Это означает готовность Германии пойти на уступки президенту США Дональду Трампу, который хочет, чтобы она заменяла российский газ американским.
Трамп настаивает на увеличении поставок СПГ из США в Европу. По словам немецких и американских чиновников, Берлин надеется, что покупка газа в США поможет сторонам уладить торговые разногласия и, возможно, даже убедит Вашингтон отказаться от угроз ввести санкции против «Северного потока – 2», который удвоит мощности для поставок газа из России в Германию.
Стратегический шаг
Как утверждает Меркель, ее решение относительно СПГ – не поражение, а «стратегический» шаг, способный принести пользу в долгосрочной перспективе, говорят люди, информированные о ее встрече с региональными депутатами. Эксперты согласны с тем, что решение открыть свой рынок для СПГ не принесет Германии мгновенной экономической выгоды, но в конечном счете поможет диверсифицировать источники поставок.
Планы нескольких компаний построить СПГ-терминал в городке Штаде неподалеку от Гамбурга много лет откладывались из-за отсутствия государственной поддержки, которая сделала бы этот проект экономически выгодным. Но 16 октября, через несколько дней после встречи Меркель с депутатами, международный консорциум инвесторов подал официальную заявку на получение господдержки для реализации этого проекта. В консорциум входят австралийская инвесткомпания Macquarie, китайская China Harbour Engineering и американская DowDuPont. Торжественная церемония прошла возле Бранденбургских ворот в Берлине, на ней присутствовал посол США в Германии Ричард Греннелл, близкий соратник Трампа. «США полностью привержены тому, чтобы поставлять американский СПГ в Европу и Германию», – заявил он.
В каком размере и в какой форме Германия поддержит проект – субсидий, займов, кредитных гарантий или защиты инвесторов от убытков, пока неизвестно. Но правительство уже решило ускорить рассмотрение заявки и, вероятно, примет решение до конца года, утверждают знакомые с ситуацией люди.
Ожидается, что еще два конкурирующих консорциума подадут заявки на поддержку строительства СПГ-терминалов в Брунсбюттеле (примерно в 50 км от Штаде) и в Вильгельмсхафене, где находится один из крупнейших портов страны и военно-морская база. Но немецкие чиновники говорят, что фаворитами являются проекты в Штаде и Брунсбюттеле благодаря более выгодному расположению и тому, что их разработка находится на более продвинутой стадии.
Один из основных аргументов США – покупка СПГ повысит энергетическую безопасность Германии, уменьшив ее зависимость от России. На долю последней приходится более половины импорта газа в Германию, оставшуюся часть та покупает в основном у Норвегии и Нидерландов, по данным BP. Поэтому Трамп неоднократно говорил, что Берлин может стать «заложником» Москвы. Германии не стоит класть все яйца в одну корзину, заявлял замминистра энергетики США Дэн Бруйетт.
Экономическое обоснование
Для разгрузки, хранения и перевода СПГ обратно в газообразное состояние необходимы специальные терминалы. Учитывая сложность этого процесса и транспортировку, американский газ примерно на 20% дороже российского, который поставляется в Германию в основном по газопроводу «Северный поток». Как показало исследование Кёльнского университета в 2016 г., немецкие терминалы не будут выгодны в краткосрочной перспективе, поскольку сейчас потребность в СПГ можно удовлетворить с помощью работающего терминала в Нидерландах. По словам источников, в беседе с депутатами Меркель признала, что СПГ-терминал вряд ли станет прибыльным по крайней мере в течение 10 лет и, скорее всего, потребует долгосрочной господдержки.
Американский СПГ может подешеветь
На торговых переговорах Дональда Трампа и председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера в конце июля представители европейской делегации в какой-то момент указали, что американским компаниям нужно получать лицензии на экспорт СПГ. Их отмена могла бы снизить цены, которые на 20% превышают цену поставляемого по трубопроводам российского газа. Трамп ухватился за это предложение, рассказывали тогда европейские чиновники The Wall Street Journal. Однако представители его администрации постарались тут же отвергнуть эту идею, заявив, что лицензии важны для обеспечения национальной безопасности. В итоге стороны договорились провести переговоры о возможности отмены лицензий.
Представитель немецкого правительства заявил, что решение о финансировании терминала было принято исходя из коммерческих интересов, а не под давлением США.
Со временем СПГ может стать экономически более привлекательным, считают некоторые эксперты. Германия хочет отказаться от атомной энергетики и снизить зависимость от угля, поэтому ей придется перейти на более экологичный газ, отмечает лондонский эксперт по СПГ Освальд Клинт. По его словам, в ближайшее десятилетие Нидерланды могут прекратить собственную добычу газа по экологическим соображениям и тогда американский СПГ займет их долю на немецком рынке.
Как утверждает гендиректор LNG Stade Манфред Шуберт, если финансирование появится уже в этом году, терминал в Штаде может быть полностью введен в эксплуатацию к 2023 г. «Субсидии, конечно, сделают наш проект привлекательнее, но он основан на здравых экономических расчетах и будет прибыльным», – говорит он.
Терминал должен быть построен на территории химического завода Dow на берегу Эльбы. Dow не комментировала проект публично, но ее топ-менеджеры отмечают, что благодаря связи ее завода с немецкой системой газопроводов строительство СПГ-терминала там обойдется примерно на 100 млн евро дешевле, чем в других предлагаемых местах.
Терминал мог бы поставлять СПГ в порт Гамбурга для дозаправки новых океанских лайнеров, указывает Оливер Грундманн, депутат от партии Меркель в избирательном округе Штаде. В октябре будет спущен на воду люксовый круизный лайнер AidaNova компании Carnival, который станет первым таким кораблем, работающим на СПГ. «Нам нужно пойти на этот шаг сейчас, и не из-за давления Трампа, а потому, что это необходимо для нашего будущего, – говорит Грундманн. – Штаде станет символом новых трансатлантических отношений».
Перевел Алексей Невельский