Судоходная отрасль может войти в топ-5 мировых потребителей СПГ
Судовладельцы должны перейти на более экологичное топливо с 2020 годаСудоходная отрасль может стать новым рынком для сжиженного природного газа (СПГ). Это связано с новыми правилами Международной морской организации ООН (IMO), призванными ограничить вредные выбросы. С 2020 г. допустимое содержание серы в судовом топливе будет снижено до 0,5% с нынешних 3,5%.
Крупнейшие круизные компании и грузоперевозчики уже заказали 125 новых кораблей, работающих на СПГ, по данным консалтинговой фирмы DNV GL. Еще 119 таких кораблей уже находятся в эксплуатации.
Судоходная отрасль сейчас потребляет около 5 млн баррелей нефти в день, СПГ же используется слишком мало. Но Royal Dutch Shell и другие компании прогнозируют, что спрос на него будет расти.
Изменение правил IMO должно сделать СПГ более конкурентоспособным топливом с точки зрения цены, так как судовладельцы обязаны будут перейти на более дорогое топливо с низким содержанием серы или установить системы, снижающие выбросы. По оценкам аналитиков, если хотя бы 5% кораблей в мире будут работать на СПГ, отрасль станет для него пятым по величине рынком в мире, уступая только Японии, Китаю, Южной Корее и Индии.
По прогнозам Wood Mackenzie, спрос судоходной отрасли на СПГ составит 21 млрд куб. м в год в 2030 г. Для сравнения: Индия импортировала 25,7 млрд куб. м в 2017 г., а крупнейший импортер Япония – 113,9 млрд куб. м, по данным BP.
Круизный лайнер AIDAnova компании Carnival Corp пока только строится в Германии. Когда его спустят на воду в этом году, он станет первым круизным лайнером, работающим исключительно на СПГ. Carnival надеется, что у нее появится 11 таких кораблей к 2025 г.
Конкуренты Carnival тоже не спят. Швейцарская MSC Cruises объявила в июне, что заказала уже пятый корабль, работающий на СПГ. Royal Caribbean объявила в этом году о заказе двух таких лайнеров.
Пассажиры круизных лайнеров смогут почувствовать разницу от использования СПГ, уверен вице-президент Shell Стив Хилл. «Лежать на палубе, наслаждаясь солнцем, гораздо приятнее, если не вдыхаешь вредные выхлопы мазута, которые корабль выбрасывает над тобой целый день», – говорил он в интервью WSJ в этом году.
Что касается грузоперевозок, то Siem Industries строит работающие на СПГ корабли для транспортировки автомобилей концерна Volkswagen. Французская CMA CGM заказала девять сверхбольших контейнеровозов на СПГ и заключила с Total 10-летний контракт на его поставку. Один из крупнейших в мире судовладельцев – Teekay и российский «Совкомфлот» тоже заказали работающие на СПГ корабли.
Но есть и сложности с распространением СПГ в судоходной отрасли. Как отмечает аналитик Credit Suisse Саул Кавонич, многие компании смогут выполнить новые требования, оборудовав корабли снижающими выбросы системами. Например, Carnival будет использовать их на 69 из 103 судов. «В ближайшие пять лет лишь очень небольшой процент кораблей в мире будут использовать СПГ в качестве топлива», – утверждает Кавонич.
Главным препятствием, вероятно, станет нехватка инфраструктуры для хранения и дозаправки СПГ. Необходимо специальное оборудование для обеспечения низких температур, чтобы поддерживать газ в жидком состоянии и заправлять им корабли. Топливные баки для СПГ почти вдвое больше стандартных, из-за чего изменится дизайн новых кораблей. Кроме того, работающие на таком топливе суда дороже, а их команды придется переучивать.
Судоходные компании также привыкли к тому, что рынок нефти очень ликвиден, благодаря чему они могут легко найти новых поставщиков и захеджироваться от риска изменения цен. На рынке СПГ, наоборот, до недавнего времени доминировали многолетние контракты, а фьючерсы только начинают появляться. Но уже в ближайшее время он должен стать более гибким. Поставщики все чаще соглашаются продавать газ одиночными партиями. Доля СПГ, проданного на спотовом рынке, выросла менее чем с 10% в 2010 г. почти до 25% в 2017 г., согласно Shell.
Производители СПГ считают судоходную отрасль многообещающим новым рынком. По мнению Хилла из Shell, спрос на газ будет расти быстрее, чем на нефть. Shell поставляет его Carnival и разрабатывает инфраструктуру для дозаправки круизных лайнеров. «Исторически СПГ было сложно конкурировать с более дешевым флотским мазутом, – отметил Хилл. – Но в этом новом мире, где альтернативные варианты намного дороже, СПГ станет более конкурентоспособным. Мы начинаем замечать высокий интерес и активность в этой области».
Перевел Алексей Невельский