Австрия вступилась за «Северный поток – 2»

Председатель Совета Евросоюза, канцлер Австрии Себастьян Курц против ускоренного рассмотрения поправок в Газовую директиву
Канцлер Австрии Себастьян Курц не согласился с предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок в Газовую директиву
Канцлер Австрии Себастьян Курц не согласился с предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок в Газовую директиву / Dmitri Lovetsky / АР

Канцлер Австрии Себастьян Курц, с 1 июля занимающий пост председателя Совета Евросоюза, не согласился с предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок в Газовую директиву. Новые разъяснения Еврокомиссии с рекомендацией европейским законодателям «приступить к принятию решения по предлагаемым поправкам» были направлены в Совет ЕС и представителям стран ЕС, входящим в рабочую группу (Energy Working Party, EWP), 21 сентября. Существует целый ряд спорных вопросов вокруг предлагаемых поправок, отмечается в датированном 24 сентября ответе Курца. Дискуссию нельзя считать окончательной, резюмирует он. «Ведомости» ознакомились с содержанием обоих документов, их подлинность подтвердили европейский чиновник и сотрудник компании, участвующей в одном из европейских газовых проектов.

Участникам EWP необходимо подготовить дополнительные заключения в письменном виде до 18 октября, настаивает Курц. Он предлагает странам ЕС прокомментировать в том числе новые разъяснения Еврокомиссии.

Последняя продолжает настаивать на скорейшем утверждении поправок в европейское энергетическое законодательство. «Доля импорта чистого газа по сравнению с общим потреблением газа в 2016 г. составила 70,4%», – отмечается в письме Еврокомиссии, а большая часть импорта приходится именно на трубопроводные поставки. Сравнение мощности газопроводов и потребления тех стран, в которые они приходят, свидетельствует о «потенциальном воздействии этих трубопроводов на рынок сразу нескольких государств – членов [ЕС]», считает Еврокомиссия. Отсутствие единой нормативной базы дает операторам таких труб «значительную рыночную власть и возможность эффективно контролировать момент доступа к внутреннему энергетическому рынку [Европы]». «Со временем такие искажения, включая зависимость от очень немногих или только одной третьей страны, могут поставить под угрозу безопасность поставок», – опасается Еврокомиссия.

Обновленная Газовая директива должна быть применима ко всем новым газопроводам, входящим в ЕС из третьих стран, считают в Еврокомиссии. Расхождения в законодательстве ЕС и стран-поставщиков в этом случае должны будут регулироваться межправительственными соглашениями. Заключаться последние должны будут под контролем ЕК, для чего еврокомиссары просят расширить их полномочия.

Газовая директива – один из основных документов энергетического законодательства Европы, направленного на развитие конкуренции в этой сфере. В отношении газопроводов она требует среди прочего разделения функций транзитера и поставщика, а также допуска к поставкам по трубе третьих сторон. Однако действующая редакция документа не распространяется на морские газопроводы, входящие на территорию ЕС из третьих стран. 8 ноября 2017 г. Еврокомиссия предложила внести в документ поправки, которые устраняют «юридический вакуум» вокруг таких труб. В первую очередь это может отразиться на проекте «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м в год, который «Газпром» планирует проложить по дну Балтийского моря из России в Германию. Строительство морской части трубопровода уже началось в водах Германии и Финляндии.

Предложенные Еврокомиссией поправки предполагалось утвердить в ускоренном режиме. Цель Еврокомиссии – принять их до конца 2018 г., говорил в сентябре прошлого года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Но законопроект не нашел единогласной поддержки среди представителей стран ЕС. Так, например, представители Польши, прибалтийских государств и еще ряда стран поддерживали желание ЕК провести рассмотрение поправок максимально быстро. Германия, Австрия и их союзники, наоборот, настаивали на всестороннем изучении возможных последствий изменения Газовой директивы. На неоднозначность законопроекта и поспешность его подготовки весной указывала в своем заключении юридическая служба Совета ЕС.

В письме Еврокомиссии «Газпром» прямым текстом не упоминается, но очевидно, что речь идет именно о зависимости Европы от российского газа и проекте «Северный поток – 2», считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

В 2017 г. «Газпром» поставил в Европу (с учетом Турции) 194,4 млрд куб. м. Доля компании на газовом рынке Европы в 2017 г. составила 34,7%, на нее приходится 64,8% импортируемого на континент газа. Ближайшим конкурентом России является Норвегия, поставившая в 2017 г. 131,6 млрд куб. м газа по трубе и в сжиженном виде. Третье место с огромным отставанием занимает Алжир, экспортировавший в Европу 49,6 млрд куб. м газа.

На Германию и Австрию в 2017 г. пришлась почти треть поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье (53,4 млрд куб. м и 9,2 млрд куб. м). За 9 месяцев 2018 г. экпорт год к году вырос еще на 12,3% и 33% соответствено, сообщала компания. Внутреннее потребление газа Германии в 2017 г. – 90,2 млрд куб. м, Австрии – 9 млрд куб. м (данные BP).

«Россия, кажется, сделала ставку на несовершенство европейской бюрократии и не прогадала: пока ЕС не может внутри себя договориться, поддерживает он проект или нет, и под какое регулирование он должен попадать, труба продолжает строиться», – констатирует Маринченко. В какой-то степени проволочки могут быть связаны с тем, что и Австрия, и Болгария, премьер которой до Курца был председателем Совета ЕС, в целом скорее положительно относятся к возможности увеличивать закупки газа из России, говорит Маринченко: «Никто из лидеров этих стран не хотел бы лично вставлять проекту палки в колеса».

Правда, председатель Совета ЕС меняется каждые полгода. С нового года Курца сменит представитель Румынии. Один из собеседников «Ведомостей» опасается, что при новом председателе Совета ЕС рассмотрение поправок в Газовую директиву ускорится.

Через полгода свернуть проект, даже если рассмотрение поправок ускорится, будет уже практически невозможно – он будет почти достроен, считает Маринченко. «Это, впрочем, не отменяет регуляторных рисков, которые могут привести к тому, что труба какое-то время будет заполняться не полностью», – обращает внимание Маринченко. Он напоминает историю с неполной загрузкой сухопутного продолжения «Северного потока» по территории Германии – трубопровода OPAL.

«Ведомости» направили запросы в МИД Австрии и Румынии с просьбой прояснить позицию своих государств в отношении предложенных Еврокомиссией поправок в Газовую директиву.

Топ-10 компаний мира по капиталовложениям