Москва напрасно отказывается от троллейбусов
Перевод московского транспорта на электробусы – ошибка, убежден известный урбанист Вукан ВучикПервые электробусы встали на рейсовый маршрут 1 сентября, но пока вызывают много нареканий. «Из 103 попыток выезда из депо лишь два маршрута были отработаны без существенных задержек. Еще 23 ездили с задержками примерно в час, и 78 попыток закончилось поломкой либо возвращением в депо», – делится наблюдениями за первыми тремя неделями работы нового транспорта сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац.
Московские власти позвали для консультации по работе электробусов знаменитого урбаниста, профессора Пенсильванского университета Вукана Вучика, рассказали «Ведомостям» его знакомый и человек, близкий к мэрии. Вывод Вучика («Ведомости» ознакомились с его отчетом): Москве электробусы не нужны. «Нынешний план заменить четыре троллейбусных маршрута – это ошибка, потому что это не отвечает цели перехода с дизельного на электротранспорт», – пишет Вучик, советуя городу сосредоточиться на замене дизельных автобусов электробусными, одновременно модернизировав троллейбусы.
У Москвы другой план: после 2021 г. закупать только электробусы. Закупки троллейбусов (на начало 2018 г. в парке ГУП «Мосгортранс» их было 1100) уже прекращены, а троллейбусы уже исчезли с Садового кольца. Заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов объяснял ликвидацию троллейбусных сетей в центре тем, что троллейбусная контактная сеть изношена и требует больших вложений. Кроме того, троллейбусы вызывают заторы, а их провода портят город.
Большинство специалистов с этим не согласны, констатирует Вучик: троллейбусы – наиболее экологичный вид транспорта, не загрязняют воздух, имеют самый низкий уровень шума и в холодном климате работают лучше дизельных автобусов, пишет он, перечисляя множество минусов электробусов. Они стоят значительно дороже дизельных автобусов (Москве один электробус обошелся в 33 млн руб., троллейбусы стоят около 14 млн. – «Ведомости»); простой во время зарядки требует большего числа единиц техники, к тому же троллейбусы модернизированы так, что могут проехать несколько километров без проводов, троллейбусы могут заряжаться от проводов во время движения, что исключает необходимость подзарядки в терминалах или в гаражах, отмечается в отчете.
От троллейбусов отказывается не только Москва, но и весь прогрессивный мир, возражает директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: альтернатива стоит не между троллейбусами и электробусами, за электробусами – будущее, вопрос только в их наладке. «Москва логично интересуется электробусами – за ними будущее, – вторит гендиректор «Тролзы» Иван Котвицкий. – Сейчас есть три типа электробусов: с ночной, ультрабыстрой и динамической подзарядкой (с автономным ходом 10–20 км). Эффективно испытать их все, а затем для каждого типа подобрать свои маршруты. Так делают в Швейцарии».
Заменить весь московский транспорт на электробусы невозможно – технологии не позволяют, отмечает Кац: вместо 6000 автобусов и 1100 троллейбусов понадобилось бы 16 000 электробусов – они почти треть времени стоят на подзарядке.
Запрос в департамент транспорта Москвы остался без ответа; связаться с Вучиком не удалось.
«Эксперт [Вучик] положительно оценил изменения в сфере городского транспорта Москвы. Он отметил, что транспортная система столицы развивается гораздо быстрее, чем во многих западных городах, таких как Детройт, Лос-Анджелес и Чикаго», — сообщил представитель «Мосгортранса». По его словам, Вучик акцентировал внимание руководителей транспортного комплекса, что переход на электробус с ультрабыстрой зарядкой требует значительных расходов и ресурсов, но он приветствует тот факт, что Москва станет экологичней.