Россия накормит мир зерном, маслом, мясом и рыбой
Экспорт сельхозпродукции должен дойти до $45 млрд в годФедеральный проект «Экспорт продукции АПК» представил замминистра сельского хозяйства Сергей Левин 20 сентября. «Ведомости» ознакомились с копией презентации проекта, верность информации подтвердили три участника мероприятия. Представитель Минсельхоза не ответил на запрос.
Экспорт сельхозпродукции должен увеличиться более чем в 2 раза до $45 млрд к 2024 г., этого требует майский указ президента Владимира Путина. Федеральный проект будет внесен в правительство до 1 октября, сказал представитель Минсельхоза. Обновленную госпрограмму развития сельского хозяйства в 2013–2025 гг., в которую должен войти этот проект, Минсельхоз представит в правительство до конца года, говорил ранее министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Необходимое дополнительное финансирование для федерального проекта – 696 млрд руб., говорится в пояснительной записке к проекту новой госпрограммы, размещенному на regulation.gov.ru, Минфин уже подтвердил возможность выделения дополнительно 350 млрд руб. в 2019–2024 гг. на эти цели.
Зерно, масло и рыба
Больше всего из сельскохозяйственной продукции на экспорт пойдет злаковых культур, как ожидает Минсельхоз: в 1,5 раза больше, чем в 2017 г., – $11,4 млрд в 2024 г. Это скромные планы, возможно увеличение в 2 и более раза, говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. В России последние три года рекордные и урожаи, и экспорт зерновых. Традиционные потребители – Египет, Турция, Бангладеш и др.; население этих стран растет, и Россия продолжит играть заметную роль в снабжении их зерном. Есть и перспективные рынки, где Россия присутствует ограниченно, например Алжир или Саудовская Аравия, но требования к импортным зерновым пока не позволяют туда войти российским экспортерам, описывает Сизов.
Экспорт масложировой продукции увеличится по планам Минсельхоза в 2,8 раза к 2024 г., или до $8,6 млрд. Это вполне возможно, считает Сизов, масло и масличные культуры – самые быстрорастущие мировые рынки, Россия и на них уже играет важную роль, например, она главный поставщик Турции (около 0,5 млн т в год). В перспективе экспорт масличных будет расти: прежде всего сои и рапса в Китай и масла – в тот же Китай и Индию, где растет спрос на российскую продукцию, продолжает эксперт.
Экспорт рыбы и морепродуктов должен увеличиться почти вдвое и достичь к 2024 г. $8,5 млрд. Вице-президенту Рыбной ассоциации Алексею Аронову логика непонятна: с одной стороны, чиновники говорят о необходимости обеспечить внутренний рынок рыбой, а с другой – о значительном росте экспорта, одновременно это сделать не получится. Сейчас Россия экспортирует 1,7 млн т рыбы (треть добычи. – «Ведомости»).
У России хорошо получается торговать сырьем – зерновыми, масличными, рыбой, подсолнечным маслом: есть устоявшиеся рынки сбыта, стабильно высокое и конкурентоспособное производство и перспектива роста, считает Сизов. Россия экспортирует дешевые товары, а импортирует дорогие, подхватывает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько: в 2017 г. 1 т импортируемой продукции стоила в среднем $1300, 1 т экспортируемой – $312.
Мясо-молочный прорыв
Самый большой прорыв ожидается в мясной и молочной продукции, Минсельхоз объединил их в одну категорию. Экспортные продажи должны вырасти к 2024 г. в 4,4 раза и достичь $2,8 млрд.
Экспорт молочной продукции сравнительно невелик – $300 млн, или около 3% производства (700 000 т в переводе на молоко), говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов: 90% экспорта приходится на СНГ. До 2024 г. реально довести экспорт до $800 млн, считает он, расти будут поставки и в СНГ, и в дальнее зарубежье – в Китай и страны Юго-Восточной Азии. В Китае, знает Белов, есть спрос на сыры, сухое молоко, сухую сыворотку, йогурты, молочные десерты и др. На внутреннем рынке спрос неустойчив, а производство товарного молока и продукции из него растет на 2–3% в год. Развитие экспорта стабилизирует ситуацию, полагает Белов: производители будут не так зависеть от колебаний внутреннего спроса.
Исходя из расчета «Ведомостей» на основе данных Минсельхоза экспорт мясной продукции вырастет в 4 раза и достигнет к 2024 г. примерно $2 млрд. В 2017 г. Россия экспортировала около 300 000 т мяса и мясопродуктов на $500 млн, напоминает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Рост экспорта мяса будет зависеть от переговоров России с другими странами, чтобы они открыли рынки, – Китаем, странами Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки, продолжает он, а судьба переговоров во многом зависит от решения проблемы болезней животных – африканской чумы свиней и птичьего гриппа. Свиноводческих и птицеводческих мощностей, построенных в последние 10 лет, хватит, чтобы увеличить производство на экспорт – при условии открытия рынков.
Непростая готовая продукция
В 2,5 раза в 2024 г. увеличится экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – до $8,6 млрд, предсказывает Минсельхоз. Сейчас из готовых продовольственных товаров Россия продает растительные масла, кондитерские изделия, колбасы, крупы, консервы – в основном в страны СНГ, говорит Рылько, экспорт в дальнее зарубежье находится в зачаточном состоянии. Развитые страны, в том числе США и страны Европы, осваивали внешние рынки готовой продукции через прямые инвестиции в торговые сети, продвигая через них бренды своих стран. Российский ритейл не инвестирует за рубеж, поэтому готовую продукцию будет продвигать сложно, считает Рылько.
В перспективе может расти спрос на российскую продукцию в Юго-Восточной Азии, Китае, Африке, продолжает он, а ориентироваться нужно прежде всего на продукцию минимальной переработки – муку, замороженное рыбное филе, масло наливом. У некоторой брендированной продукции тоже есть перспектива – кондитерские изделия, фасованные растительные масла, мороженое и др., но больших надежд на них возлагать не стоит, говорит Рылько. Действительно, переработанную продукцию необходимо продвигать, создавать уникальный продукт, который был бы востребован на внешних рынках, согласен Сизов. При отсутствии внутреннего развитого рынка придумывать и продвигать искусственно созданные экспортные бренды – слишком сложная и дорогая задача, заключает он.