Минсельхоз будет продвигать российскую продукцию за рубежом с помощью атташе
К 2024 году экспорт должен вырасти более чем в 2 раза до $50 млрдРоссия в 2020–2024 гг. через Фонд развития, созданный для исполнения майского указа президента, направит около 3,1 млрд руб. на создание сети представителей Минсельхоза (атташе по АПК) за рубежом, следует из материалов к проекту закона о бюджете. Представитель Минсельхоза информацию о планах подтвердил, не раскрыв подробностей.
Сеть атташе крайне необходима, поскольку стоит задача расширения экспортного потенциала, считает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. В 2017 г. экспорт сельхозпродукции из России превысил $20 млрд, к 2024 г. должен достичь $50 млрд по задумке Минсельхоза.
Сейчас российские представители по линии Минсельхоза работают в Индии, Канаде, США, Египте, Евросоюзе, ОАЭ, напоминает Давлеев, но их число – около 10 человек – недостаточно. Сама же система сбора и анализа информации плохо адаптирована под задачи развития экспорта, добавляет он. В России есть механизм межправительственных рабочих групп по странам, но вопросы АПК на них обсуждаются редко – они не в приоритете, продолжает эксперт.
Сотрудники сети атташе занимаются сбором и анализом информации о подотраслях сельского хозяйства в разных странах, в оперативном режиме предоставляют ее минсельхозу своей страны, описывает их работу Давлеев. Обычно это сотрудники Минсельхоза, работающие при посольствах. России, по подсчетам Давлеева, необходимо минимум 50 человек, которые будут непосредственно заниматься дипломатической работой по сельскому хозяйству и продвигать продукцию на рынки ключевых стран на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Евросоюзе и Африке. Не менее важен оперативный обмен полученными данными с бизнесом, чтобы тот смог принимать более взвешенные решения, подчеркивает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Правда, создание такой системы далеко не единственное, что нужно для развития экспорта, полагает Юшин: подход к развитию экспорта должен стать комплексным во избежание ситуаций, когда инициативы и стратегии ведомств противоречат друг другу. Если экспортироваться должна продукция с высокой добавленной стоимостью, то не надо создавать барьеры в виде пошлин на оборудование для пищевой промышленности, приводит пример эксперт. Другой болезненный вопрос, по мнению Юшина, плохая эпизоотическая ситуация, мешающая продвигать российское мясо на рынках Евросоюза, Азии и Северной Африки.