Сланцевая революция меняет облик

Крупные нефтяники используют свой масштаб и хотят повторить бум за пределами США
Стандартизация оборудования и процессов "отлично подходит для фрекинга, поскольку нужно бурить множество похожих скважин одинаковыми буровыми установками", утверждают в Chevron
Стандартизация оборудования и процессов "отлично подходит для фрекинга, поскольку нужно бурить множество похожих скважин одинаковыми буровыми установками", утверждают в Chevron / DAVID MCNEW / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

Сланцевый бум в США начали небольшие энергетические компании, но теперь они столкнулись с трудностями из-за нехватки трубопроводов для транспортировки нефти с месторождений и роста издержек. Крупные компании благодаря своему масштабу лучше справляются с такими проблемами, а также хотят повторить сланцевый бум в таких странах, как Канада и Аргентина.

Крупные нефтяные компании не сразу разглядели потенциал фрекинга (способа добычи сланцевых нефти и газа путем гидроразрыва пласта), поэтому изначально проиграли конкуренцию малым операторам в Северной Дакоте и Техасе, центрах сланцевого бума. Но затем они стали серьезными игроками на важнейшем месторождении Permian Basin в Техасе и теперь пытаются извлечь из этого прибыль, что так и не удалось многим менее крупным конкурентам.

Нефтяные гиганты управляют своими сланцевыми месторождениями, словно мегапроектами по добыче традиционной нефти, оптимизируя операции и предотвращая логистические проблемы. «Они могут перемещать технологии и квалифицированных сотрудников из Северной Америки в Аргентину, – отмечает Эндрю Слотер из Центра энергетических решений при Deloitte. – У более крупных компаний есть масштаб, чтобы строить и финансировать инфраструктуру и обеспечивать себе наилучшее оборудование и поставки».

Размер имеет значение

Похожие тренды уже наблюдались в истории нефтяной отрасли. Небольшие компании придумывали новые технологии или обнаруживали месторождения, но затем проигрывали конкуренцию более крупным и богатым компаниям. Поэтому мантра «чем больше, тем лучше» подталкивает небольших производителей сланцевой нефти к консолидации. По данным Dealogic, совокупный размер сделок по слиянию и поглощению между малыми нефтегазовыми компаниями, у которых нет собственных нефтеперерабатывающих заводов, с начала 2017 г. достиг почти $300 млрд. Такой активности среди них не наблюдалось более 20 лет. Самые крупные сделки были в Permian Basin, где компании из-за проблем с транспортировкой нефти продают ее более чем на $20 за баррель дешевле Brent.

Chevron, которая хочет добывать сланцевые нефть и газ в других странах, извлекает уроки из своих операций в Техасе и опыта в Юго-Восточной Азии в 1990-е гг. Тогда Chevron бурила тысячи скважин в Сиамском заливе и со временем поняла, насколько важно стандартизировать оборудование и процессы, чтобы минимизировать издержки. Поэтому сотрудники Chevron, разрабатывающие сланцевые месторождения в Техасе, Пенсильвании и Канаде, в последние годы посещали Таиланд, чтобы найти способ повысить эффективность операций. «Это отлично подходит для фрекинга, поскольку нужно бурить множество похожих скважин одинаковыми буровыми установками, – говорит вице-президент Chevron Ким Макхью. – Это работающая экосистема».

Chevron сейчас расширяет проект по разработке сланцевого месторождения рядом с городком Фокс-Крик в канадской провинции Альберта, примерно в 260 км к северо-западу от Эдмонтона. В этом удаленном регионе компания собирается применять «заводскую модель» фрекинга, пытаясь сразу обеспечить необходимое количество рабочих, инфраструктуры, песка и других необходимых материалов.

Chevron строит там хранилище для 1800 т песка, который ей понадобится для гидроразрыва пластов. Это позволит продолжать бурение, не ожидая доставки песка десятками грузовиков в день. Это особенно важно весной, когда таяние снегов и перекрытие дорог могут ограничить доступность к месторождению.

Chevron не раскрывает, сколько нефти и газа она может добыть в регионе. Аналитики прежде скептически оценивали перспективы компании в Канаде, но теперь говорят, что ее активы там могут стоить миллиарды долларов. По прогнозам Rystad Energy, добыча сланцевых нефти и газа в стране может достичь почти 3 млн баррелей нефтяного эквивалента в день к 2020 г. Это в пять с лишним раз больше, чем в 2011 г.

«Наш успех в Permian Basin должен позволить нам ускорить работу здесь, – говорит операционный менеджер Chevron Андреа Шнаре, которого недавно перевели из Техаса в Канаду. – Ведь гораздо проще перенимать лучший опыт из различных областей».

Перевел Алексей Невельский