Минпромторг придумал, как поддержать попавшие под санкции «Русские машины»
Их предприятия могут получить эксклюзивные права на участие в госзакупкахМинпромторг сформировал список автомобильной и строительно-дорожной техники, при закупке которой регионы и муниципалитеты должны отдавать предпочтение заявкам предприятий холдинга «Русские машины» Олега Дерипаски. Заявки остальных компаний должны отклоняться, говорится в проекте постановления правительства, подготовленном в Минпромторге (есть на regulation.gov.ru).
В списке – автобусы, грузовики, машины медицинской помощи, пожарной службы, полиции, МЧС, тракторы, грейдеры, погрузчики, экскаваторы и проч. Преференции должны получить, по мнению Минпромторга, 11 компаний из группы ГАЗ (основной актив «Русских машин») – автобусные и автозаводы, а также из «РМ-Терекс» (СП «Русских машин» и американской Terex по производству дорожно-строительной техники).
Зачем это делается
Проект документа подготовлен по итогам прошедшего 14 сентября совещания у зампреда правительства Дмитрия Козака, где обсуждались меры поддержки «Русских машин» и группы ГАЗ – с 6 апреля они в санкционном списке США, сказано в пояснительной записке.
Минпромторг, говорит его представитель, по поручению правительства поддерживает компании, находящиеся под санкциями, – например, через их участие в государственных и муниципальных закупках, чтобы не снизилось их производство. Доля остальных автопроизводителей снижаться не будет, заверяет он.
Если документ будет принят, он не обеспечит 100%-ную гарантию победы предприятий «Русских машин» в тендерах, замечает человек, знакомый с ходом обсуждения проекта постановления. Все будет зависеть от требований к технике на тендере, они могут не совпасть с характеристиками продукции «Русских машин», объясняет он.
Представители «Русских машин» и группы ГАЗ на вопросы «Ведомостей» не ответили.
В 2017 г. ГАЗ (головная компания группы) получил 3,5 млрд руб. чистой прибыли по МСФО при выручке 164,6 млрд руб. На закупки муниципалитетами и регионами приходится больше 60% продаж автобусов и спецтехники группы ГАЗ и меньше 20% LCV, знает сотрудник одного из автоконцернов.
Что думает бизнес
Представитель группы «Камаз» (выпускает грузовики, автобусы, спецтехнику и проч.) не стал комментировать проект постановления, но сказал, что на госзаказ, без учета муниципалитетов, приходится до 5% продаж группы. Представитель «Соллерса» (владеет УАЗом) на вопросы не ответил. Представитель Ford Sollers (выпускает LCV) от комментариев отказался.
«Участие в госзакупках должно быть доступным для всех отечественных производителей и всего спектра производимой ими техники», – считает директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова (ее слова передал представитель): если поддерживать отдельных производителей, они могут занять монопольное положение, что может привести к существенному росту цен, закрытию других предприятий, увольнению сотрудников, к снижению производства и другим негативным последствиям.
Что думает власть
Антимонопольная служба (ФАС) не поддерживает текущую версию проекта Минпромторга. ФАС также видит риски монополизации рынка и закрытия других производств, а также полного отказа инвесторов от новых производственных площадок, передал через представителя начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов: «Изменения, указанные в проекте, могут привести и к сговору участников на торгах». ФАС предложит другие способы поддержки производителей, против которых введены санкции, сообщает Лобов, их направят на рассмотрение авторам документа.
Москва планирует приобретать 800–1000 автобусов в год, в том числе и электробусов, говорит представитель городского департамента транспорта: «Мосгортранс» закупает подвижной состав в соответствии с федеральным законом и продолжит выполнять все требования. Эффект от принятия постановления он не стал оценивать.