Правительство поддержит производителей автобусов

До середины сентября регионы закупят 1860 автобусов на 3 млрд руб., которые будут выделены из бюджета
О необходимости возобновления программы группа ГАЗ говорит как минимум в последние два года
О необходимости возобновления программы группа ГАЗ говорит как минимум в последние два года / Smartmoney

В 2016 г. на федеральную программу обновления парка школьных автобусов в российских регионах выделено 3 млрд руб., сообщило во вторник Минобрнауки. Этой суммы по расчетам чиновников хватит, чтобы поставить 1860 автобусов. Их получат 73 региона, поставки завершатся до 15 сентября. Выходит, на один автобус государство готово потратить в среднем 1,6 млн руб. Для сравнения: школьный автобус ПАЗ-32053-70 можно купить за 1,6 млн руб., а микроавтобус ГАЗ 3221 «Школьный автобус» – за 1 млн руб. Представители Минобрнауки и Минпромторга на вопросы не ответили.

Похожая программа действовала в начале 2000-х гг. О необходимости ее возобновления группа ГАЗ говорит как минимум в последние два года, напоминает сотрудник одного из автоконцернов. В июне идею поддержал премьер Дмитрий Медведев: «Мы, конечно, рассчитывали, что деньги будут найдены регионами, но жизнь сейчас весьма и весьма непростая. Я предлагаю рассмотреть вопрос о поддержке регионов, которые сегодня активно используют автобусы <...> причем принять решение уже в этом году» (цитата по «Интерфаксу»). Соответствующую заявку в правительство направили Минобрнауки совместно с Минпромторгом.

Автобусы в России помимо группы ГАЗ выпускают НефАЗ (входит в группу «Камаз»), УАЗ, Ford Sollers, Daimler, Volkswagen и др. Группа ГАЗ планирует поставить в школы автобусы разных классов, говорит представитель группы. Распоряжение правительства по программе еще не принято, но поставить технику нужно в сжатые сроки, рассказывает представитель: поэтому предприятия группы перестраивают производственный график, а на «Павловском автобусе» будет сокращен корпоративный отпуск. «Мы планируем участвовать в данной программе, так как мы являемся одними из основных поставщиков школьных автобусов, – говорит представитель Ford Sollers. – Наши автомобили на базе Ford Transit специально адаптированы под нужды заказчиков с учетом высоких требований безопасности». «Уже в конце года в модельном ряду Mercedes-Benz появится школьный автобус на базе Sprinter Classic», – передал «Ведомостям» гендиректор направления «Мерседес-Бенц рус» Сорен Хезе.

Российский рынок автобусов стабилизировался (в первом полугодии вырос на 1,3%, по данным «АСМ-холдинга»), но за последние три года он сильно сократился (см. график) и производители нуждаются в поддержке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. ГАЗ – крупнейший производитель автобусов. В 2015 г. на LCV и автобусы пришлось 77% выручки группы ГАЗ от продаж внешним покупателям по МСФО. В 2015 г. ее убыток составил 1,92 млрд руб.

Правительство запустило уже несколько программ поддержки автопроизводителей: обновления парка (на нее в 2016 г. выделено 22,5 млрд руб.), субсидирования закупок газомоторных автобусов и техники для ЖКХ (3 млрд руб.) и др.

О необходимости возобновления программы группа ГАЗ говорит как минимум в последние два года