Союз Alibaba, «Мегафона», Mail.ru и РФПИ претендует на лидерство в онлайн-торговле
Совместное предприятие партнеров эксперты уже оценивают не менее чем в $2 млрдКитайский интернет-гигант Alibaba Group, оператор связи «Мегафон», Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорились создать совместное предприятие (СП) в России. Об этом партнеры объявили вчера, 11 сентября.
СП будет создано в том числе на базе российского бизнеса AliExpress и Tmall. Компания будет называться AliExpress Russia и займется трансграничной и локальной онлайн-торговлей, а также прямыми продажами собственных товаров.
Участники СП внесут в него капитал и активы. РФПИ получит 13% AliExpress Russia, «Мегафон» – 24%, продав группе Alibaba 10% в Mail.ru Group. Последняя внесет в СП площадку для покупок у китайских продавцов Pandao и деньги, получив 15% AliExpress Russia. Сделку планируется закрыть в I квартале 2019 г.
Получается, у российских партнеров будет 52% СП, а у Alibaba Group – 48%. Сколько именно вложит каждая сторона в денежном выражении, участники сделки отказались раскрыть. По данным источника «Ведомостей», близкого к сделке, РФПИ вложит в СП до $300 млн. Если это так, то все СП можно оценить в $2,3 млрд.
По подсчетам аналитиков «Ренессанс капитала», при валовом обороте AliExpress около $2,5 млрд в прошлом финансовом году и $3,5 млрд в текущем весь бизнес китайской площадки может быть оценен в $2,5–3,5 млрд, а доля Mail.ru Group – в $375–525 млн. С другой стороны, отмечают аналитики, то, что «Мегафон» получает 24% в СП в обмен на 10% в Mail.ru Group, предполагает оценку всего СП на уровне $2 млрд.
Что получат участники сделки
AliExpress Russia получит доступ к 100-миллионной аудитории Mail.ru Group в соцсетях, мессенджерах, почте и онлайн-играх, отмечают партнеры. Среди активов Mail.ru Group – «В контакте» и «Одноклассники», многопользовательские игры Warface, Skyforge и др. В результате будет создана «единая платформа для социальной коммуникации, игр и покупок».
Кроме того, СП поможет выходу российских игроков на глобальные рынки, добавила президент b2b-направления Alibaba Group Труди Дай: «В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов, и платформой для этого выступит AliExpress».
Для «Мегафона» сделка укладывается в его стратегию развития цифрового мира, в рамках которой компания хочет создавать новые возможности более чем для 76 млн своих клиентов, приводятся в совместном сообщении партнеров слова гендиректора оператора связи Сергея Солдатенкова. Помимо этого «Мегафон» может предоставить свои розничные салоны для выдачи товаров AliExpress Russia, передал «Интерфакс» со ссылкой на исполнительного директора «Мегафона» Геворка Вермишяна.
Создание лидера
AliExpress Russia станет «неоспоримым лидером на российском рынке электронной коммерции», приводятся в совместном сообщении партнеров слова гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева. Сейчас AliExpress действительно самая популярная площадка для зарубежных онлайн-покупок россиян. Но если в трансграничной торговле AliExpress Russia – безоговорочный лидер, то в российской онлайн-торговле это пока незначительный игрок, если сравнивать с компаниями с собственными продажами, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. В результате сделки AliExpress Russia не становится крупнейшим игроком российской онлайн-коммерции, но имеет шансы им стать по мере развития площадки для продаж товаров российских продавцов Tmall, отмечает он.
Tmall, как считает Вирин, наиболее интересная и наиболее перспективная часть сделки. Именно на развитие этой площадки Alibaba сделала в последнее время основной акцент, напоминает он: это инфраструктура для российской электронной торговли, которая может работать как в формате прямых продаж от владельца бренда покупателю, так и через магазины-посредники с витринами на Tmall. «Для этой площадки основные конкуренты – «Беру», Wildberries, Lamoda, Ozon с их сервисами для сторонних продавцов, – перечисляет Вирин. – Развитие этого бизнеса требует ресурсов, в том числе на логистику, склады».
Конкурентная обстановка
Глобально же самая интересная история в российской онлайн-коммерции – борьба за нее между «Яндексом», Mail.ru Group, Wildberries, а также ВТБ с «Магнитом» и «Почтой России», считает Вирин. Весной 2018 г. Сбербанк и «Яндекс» создали совместное предприятие на основе «Яндекс.Маркета», заявив о плане построить на его базе «российский Amazon». В этом году совместным бизнесом с Alibaba интересовался и главный конкурент Сбербанка – ВТБ. Источник «Ведомостей» сообщал, что ВТБ тоже хочет создать цифровую платформу, чтобы не отставать от Сбербанка. ВТБ официально опровергал переговоры о совместном предприятии, хотя его президент Андрей Костин говорил, что банк мог бы быть финансовым партнером такой компании, как Alibaba.
В начале года ВТБ, «Магнит» и «Почта России» подписали меморандум о стратегическом партнерстве, предусматривающий среди прочего разработку и внедрение онлайн-механизма по продаже товаров и услуг.
Опрошенные «Ведомостями» представители российских интернет-магазинов в большинстве считают, что усиление конкуренции в онлайн-торговле пойдет на благо рынку. «Здоровая конкуренция ускорит развитие этого направления в России», – говорит представитель «Яндекс.Маркета». Но он надеется, что новая экосистема не будет ограничивать доступ к своим ресурсам для других участников рынка, в частности к рекламным возможностям соцсетей. Создание крупных игроков на российском рынке электронной коммерции может помочь активному развитию инфраструктуры – логистики, платежных инструментов и росту доверия к этому виду покупок со стороны потребителей, добавляет представитель группы «М.видео-Эльдорадо».
Пресс-служба Wildberries отказалась от комментариев.-