«Mail.ru Group всегда шла вслед за развитием интернета»
Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев о партнерстве с Alibaba, инвестиционном ДНК Mail.ru Group и уголовных делах против пользователей «В контакте»Два года назад гендиректором Mail.ru Group (MRG) стал Борис Добродеев, с тех пор группа активно развивает e-commerce. Вчера холдинг объявил об одной из крупнейших сделок в своей истории – создании СП с китайской Alibaba, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и «Мегафоном». Добродеев скупо описывает перспективы этого СП и охотнее рассказывает о стратегии игрока номер два на новых рынках, своем интересе к китайской интернет-экономике и о прозорливости акционера группы Алишера Усманова.
Mail.ru Group Limited
Интернет-холдинг
Основные акционеры (данные компаний на 31 декабря 2017 г., голосующая доля): «Мегафон» (63,4%), южно-африканский холдинг Naspers (12,4% через MIH Mail Investment Company), китайская телекоммуникационная компания Tencent (3,3%).
Капитализация (LSE) – $4,8 млрд.
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2018 г.):
выручка – 30,6 млрд руб.,
чистый убыток – 3,2 млрд руб.
– Нет, это не так. Новые проекты традиционно привлекают больше медийного внимания, на самом деле интерес холдинга к другим нашим бизнесам не снижается. Рекламный бизнес MRG хорошо спозиционирован и продолжит расти быстрыми темпами – за счет нативной рекламы в лентах новостей соцсетей, за счет видеорекламы и мобильной рекламы. Наш игровой бизнес стал по-настоящему международным, более 60% выручки в этом направлении мы уже получаем за пределами России. И это очень крутая бизнес-модель – когда ты в России производишь IT-продукт за рубли, а потом дистрибутируешь по всему миру за доллары и евро.
Я недавно подумал, что MRG всегда шла вслед за развитием интернета. На заре онлайн был про коммуникации – и у нас появилась почта, потом люди стали больше развлекаться в сети – и у нас появились онлайн-игры. Сейчас идет бум в потребительских сервисах – интернет технологически отстроился, стал привычен, люди стали доверять ему все больше экономических решений: они делают в сети покупки, оформляют кредит, заказывают такси и т. д. Это новый этап развития интернета и, соответственно, MRG. Мы объединяем коммуникации и утилитарные сервисы в одну экосистему для пользователей. Наша долгосрочная стратегия – сделать так, чтобы пользователь мог удовлетворить на наших сервисах любую свою потребность в цифровой среде.
Борис Добродеев
– Во-первых, мы хотим фокусироваться на наиболее высокочастотных потребностях – тех сервисах, которыми люди пользуются как можно чаще – лучше каждый день. Они должны стать ядром экосистемы. Во-вторых, мы гибкие, какие-то сервисы мы запускаем изнутри сами, в какие-то инвестируем, где-то мы только миноритарные партнеры, что-то запускаем с партнерами.
– Мы находимся на заре взрывного роста потребительских сервисов в рунете. Проникновение e-commerce в России сейчас составляет 3,7%, в том же Китае – 26%. Потенциал огромный. Люди начинают пользоваться одной услугой в сети – например, платить за телефон; потом переходят к доставке еды, такси и в итоге все больше втягиваются в этот цифровой водоворот.
Если среди взрослых жителей России сейчас лишь небольшой процент потребления приходится на онлайн, то у растущего поколения в будущем, наоборот, небольшая доля потребления будет приходиться на офлайн.
Тяга друг к другу
– Построение лидирующего и в трансграничной, и в местной электронной коммерции игрока требует очень серьезных инвестиций и на нашем рынке возможно только через партнерство. В данном случае объединяются капитал, экспертиза, доступ к мировым рынкам и дистрибуция. Именно вместе мы сможем сделать пользователям оптимальное предложение.
У нас есть стратегический акционер – «Мегафон», он дает доступ к ресурсам сотового оператора. И есть системообразующий финансовый инвестор – РФПИ. Мы считаем это сочетание наиболее предпочтительным для победы на рынке: есть и аудитория, и доступ к торговцам, мерчантам, и большие финансовые ресурсы.
– На самом деле была большая тяга друг к другу со всех сторон.
– Я не могу комментировать от Alibaba их тягу. Я могу лишь оценить преимущества MRG. Это 94% российской аудитории, доступ к крупнейшим социальным сетям, а соцсети – это наиболее высокочастотный по использованию сервис в рунете, сервис, куда пользователи приходят каждый день. Возможность дать доступ к качественному ассортименту китайских и российских товаров создает наиболее притягательное предложение для бизнеса.
– Мы это делали. Но иногда партнерство – оптимальная форма развития бизнеса.
– По договоренности со сторонами мы не раскрываем финансовые показатели объединенного бизнеса, но, безусловно, мы говорим о компании – лидере рынка. По моим оценкам, объединенная компания будет крупнейшим игроком в области электронной коммерции в России.
(Добродеев не ответил на вопросы об инвестициях в СП, его операционном управлении, оценке вкладов сторон и о будущем сервиса Pandao. – «Ведомости».)
– Это доступ к огромной платящей аудитории, а бандлы [комплексное предложение нескольких продуктов] с одним из крупнейших сотовых операторов могут быть востребованы пользователями.
– Бизнес будет работать на базе российского лица, деталей пока не могу раскрыть.
– РФПИ – системообразующий инвестиционный фонд России, с очень глубокой экспертизой. Что касается размера инвестиций в подобные проекты, то я думаю, что вы близки в своей оценке.
– Я бы не смотрел так на РФПИ, это очень профессиональная команда.
– Все, что касается сделок РФПИ, должно адресоваться непосредственно им. В любой сделке есть риск: до последнего дня что-то может пойти не так, и мы всегда закладываемся на это.
– Ужесточение правил беспошлинной торговли не повлияет серьезно на наш бизнес. В основном наш сервис Pandao – это покупки с небольшим чеком, но очень большой частотностью. Мы привлекаем пользователя дешевыми товарами и стремимся конвертировать это в продажи более дорогих вещей.
Трансграничная торговля – это не убийца крупных ритейлеров, а более легальное и правильное олицетворение больших рынков, которые были в 1990-е.
Мы будем стремиться сделать логистику быстрее и эффективнее – сейчас среднее время доставки составляет до нескольких недель. Вероятно, это будет означать организацию локальных операций в России. Поэтому я не вижу, как законодательство будет серьезно влиять на нашу стратегию.
– Такое распределение долей получилось чисто органически, в соответствии со вкладами всех сторон в капитал.
– Мы начали обсуждать сделку в начале 2018 г. Изначально переговоры MRG и РФПИ шли параллельно (в конце 2017 г. гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев отчитывался российскому президенту Владимиру Путину о совместных инвестициях с Alibaba в логистику. – «Ведомости»). В процессе мы поняли: объединение сил крупнейшей интернет-компании и системообразующего финансового инвестора будет оптимальным.
– Я бы так не сказал. Мы запустили Pandao через несколько месяцев после того, как Сбербанк и «Яндекс» объявили об этом СП. Но мы всегда очень гибкие. У нас нет стратегии, высеченной в камне, на пять лет. Мы все пересматриваем и переоцениваем каждые несколько месяцев. Если мы видим в какой-то момент, что какая-то стратегическая возможность более предпочтительна, мы идем туда.
Догоняющий игрок
– Мы были правы как тогда, так и год спустя. Такси – это интересный рынок, это, наверное, одно из последних поколений так называемых online-to-offline сервисов. Для таких рынков главный фактор развития – конкурентная динамика и число конкурентов. На российском рынке несколько лет назад было как минимум три крупных и хорошо фондированных игрока – Gett, Uber и «Яндекс». Рынок для нас казался крайне непривлекательным.
Сейчас ситуация поменялась. Де-факто ушел Uber, выкристаллизовался явный лидер – «Яндекс.Такси». Такая конфигурация является достаточно привлекательной для входа. Если вы посмотрите на мировые тренды, то видно, что активно развиваются игроки номер два. В Штатах игрок номер два, Lyft, уже получил 35% рынка и в следующем году собирается провести IPO даже раньше Uber.
Мы переоценили ситуацию в России, пересчитали модель и сделали вывод, что игроки номер два точно будут и что у нас хорошие перспективы им стать.
Наша стратегия на рынке такси очень простая: мы инвестировали в «Ситимобил», который более столичный игрок, и в ГК «Везет», которая больше сфокусирована на регионах. Это миноритарные инвестиции, которые позволяют не брать на себя полные затраты на развитие сервисов. Но они дают возможность нашим пользователям как социальных сетей, так и сервисов доставки еды получать доступ к такси на выгодных для нас и для них условиях и стать частью большой экосистемы, которую мы строим. К слову, я очень доволен инвестицией в «Ситимобил». Сервис показывает взрывной прирост поездок: онлайн-заказы выросли уже более чем в 15 раз с момента покупки.
– В июле 2018 г. «Ситимобил» раскрывал рекордную для себя цифру – 1,5 млн заказов за месяц по Москве. Сейчас эта цифра у них переваливает за 2 млн в месяц. Аудитория сервиса стремительно растет, более 80% заказов приходится на новых клиентов, которые стали пользоваться «Ситимобил» с весны этого года. Де-факто уже второй игрок в Москве.
– Мы достигли высоких показателей – у «Юлы» более 20 млн пользователей в месяц. На этой важной отметке начали экспериментировать с монетизацией. Но мы собираемся и дальше инвестировать в продвижение сервиса и завоевывать долю на рынке. Нас вряд ли устроит роль игрока номер два.
– Мы это не раскрываем.
ДНК для инвестиций
– В своем ДНК MRG – инвестиционный фонд. Но был период, когда мы несколько лет переваривали интеграцию «В контакте» – это была сложная сделка, и мы были сфокусированы на ней.
Теперь у нас, можно сказать, происходит возврат к истокам, к инвестиционному развитию. Холдинг станет группой операционно независимых бизнес-юнитов, их независимость в продуктовом плане будет только расти. Мы верим в самостоятельных управляющих таких юнитов, их предпринимательскую свободу. В интернете главный капитал – это люди, и традиционная управленческая бюрократия с ними не работает.
– У нас сильнейший коллектив, много молодых амбициозных сотрудников. Мотивировать их нужно прежде всего интересными задачами и опционными программами.
– Мы не раскрываем детали этих программ.
– Один из примеров сотрудничества c Газпромбанком – платежная система VK Pay. Больше мне пока сообщить нечего.
Социальная напряженность
– Все бы родственники были такими бедными...
– «В контакте» – это больше про коммуникации, «Одноклассники» – про развлечения. У «Одноклассников» здорово развивается видеосервис. В целом же говорить, чем одна наша соцсеть лучше другой, некорректно.
– Возможность пожаловаться на другого пользователя интегрирована в соцсетях очень давно. И пользователи охотно пользуются этой функцией – по поводу или без. Но я не вижу связи между жалобами самих пользователей и уголовными делами. Мы не видим всплеска обращений в службы поддержки или каких-либо других девиаций.
– Я не считаю возможным комментировать деятельность правоохранительных органов. Для нас проблема лежит в несовершенстве законодательства и в практике его применения, которая требует корректировки.
– Нет, довольно часто мы отказываем, поскольку запрос не соответствует законным процедурам.
– Когда запрос не соответствует процедурам, прописанным в российском законодательстве.
– Статистика не подтверждает каких-то провалов активности и оттока аудитории «В контакте». Но для нас это важный репутационный вопрос, вопрос защиты наших пользователей и самоощущения людей, которые работают в нашей компании.
– Истории про бунты явно преувеличены. Менеджмент уделяет много внимания общению с сотрудниками по этим и другим вопросам. Задача любого руководителя – донести своим сотрудникам то, почему, что и как мы делаем, открыто объяснить, что происходит. И лояльный сотрудник понимает большинство ситуаций, и ответы руководства его удовлетворяют.
Но я, конечно, вижу, что мы поздно среагировали на эту ситуацию. Наплыв историй про уголовные дела произошел очень резко. Вокруг интернет-компаний регулярно происходят скандалы, и мы не всегда успеваем быстро оценить риски.
– Нет. Впервые слышу о такой идее.
– Я бы сказал по-другому. Интернет – достаточно новое явление в жизни государства и общества. И интернет-компании стали очень большими – капитализация Amazon и Apple уже превышает $ 1 трлн. Весь розничный рынок в США растет прежде всего за счет Amazon. Такого мощного бизнеса в истории человечества еще не было. Появлялись крупные нефтяные компании с огромными финансовыми ресурсами, но они не имели такого влияния на жизнь общества.
Перемены происходят настолько быстро, что общество, государство, сами интернет-компании не успевают их переосмысливать. Сейчас идет поиск баланса разных интересов. Это будет долгий и цикличный процесс методом проб и ошибок – с либерализацией и, наоборот, закручиванием гаек. Уверен, что в итоге мы баланс найдем – фундаментально интернет-компании приносят огромную пользу обществу, бизнесу и государству.
И важно, чтобы интернет-компании соблюдали локальные законы и привлекались как эксперты при появлении новых законодательных инициатив.
– Наше основное взаимодействие с властями связано с анализом и обсуждением законодательных инициатив. Себя мы воспринимаем как интернет-платформу вне политики.
– Мне кажется, что я уже дал исчерпывающий ответ о нашей работе с чиновниками.
От рекламы до подписки
– Помимо числа пользователей есть и показатель вовлеченности пользователей – как много времени люди проводят в интернете, сколько действий они совершают. Аудитория действительно уже не растет такими темпами, как прежде, проникновение интернета в России уже довольно высокое, но вовлеченность пользователей и проводимое в интернете время стабильно увеличиваются, особенно за счет мобильных устройств. Рынок уходит от простого предложения рекламодателям базового контакта с пользователем к инструментам, позволяющим быстро оценивать эффективность размещения. Условно, если прежде стоимость рекламной кампании рассчитывалась из числа просмотров, теперь рекламодатели все чаще платят за действие пользователя – переход на страницу рекламируемой услуги или товара, звонок в call-центр, регистрацию, покупку и т. д.
Еще одно заметное изменение на рекламном рынке – смешение форматов. Раньше рекламодатель выбирал между двумя основными форматами продвижения – контекстной рекламой, завязанной на содержание страницы или поисковый запрос, и баннером. Контекст отвечает интересам пользователя в данный конкретный момент, но это, скорее всего, небольшое объявление с текстом, зато баннер – гораздо более яркий, заметный формат с картинками и видео. Социальные сети позволили объединить преимущества обоих форматов – внутри ленты новостей можно размещать большие яркие баннеры в соответствии с интересами конкретного пользователя.
Наконец, как мы видим на развитых рынках, в частности в США, даже после того как размеры аудитории практически перестают расти, интернет-компании находят способы значительно увеличивать свои рекламные доходы.
– У рынка есть большой потенциал дальнейшего роста. Интернет-реклама позволяет почти мгновенно оценивать окупаемость инвестиций в этот канал. И пока продвижение в сети будет приносить рекламодателям новых клиентов, они будут продолжать инвестировать в интернет.
Сами интернет-компании – один из главных драйверов роста рынка онлайн-рекламы. Интернет породил множество бизнесов, которые существуют только в этой среде, – от интернет-магазинов до онлайн-игр. Таких сервисов становится все больше, они в меньшей степени используют для продвижения традиционные медиа. Так что интернет раскручивает сам себя.
– Мы не раскрываем эту информацию.
– У американских компаний, безусловно, есть определенное преимущество по времени – их интернет-рынок развивался раньше и быстрее рунета, но этот технологический разрыв сокращается.
– Главное отличие – различные возможности таргетирования, которые мы получаем за счет двух наших социальных сетей. У нас много данных, позволяющих повышать эффективность рекламы, а не угадывать пол, возраст или интересы на основе поисковых запросов. «Яндекс» и Google размещают рекламу прежде всего на основе анализа поисковых запросов пользователей. Можно сказать, что мы больше знаем о настоящем пользователя, его привычках, а поисковики – о его желаниях.
Второе важное отличие – мобильный трафик. Пользование интернетом все больше перемещается на мобильные устройства, и большинство сервисов MRG уже получает больше половины трафика с мобильных устройств. Ни у одной компании рунета нет столько возможностей по размещению рекламы на мобильных устройствах, как у нашего холдинга. Третье, как я уже говорил, – богатый формат размещения в ленте новостей в соцсетях.
– 94% пользователей рунета.
– В России пока невозможно окупить производство оригинального качественного сериала только за счет показа в интернете. С другой стороны, пользователи и сообщества во «В контакте» и «Одноклассниках» сами экспериментируют с производством видеоконтента, а мы их в этом поддерживаем. Такие шоу собирают миллионные аудитории, но пока плохо монетизируются.
– Жаль слышать, если это так. Мы сейчас оперативно удаляем пиратские копии фильмов и сериалов по жалобам правообладателей. Мы активно развиваем digital fingerprint – технологию специальных меток, которые не позволяют изначально распространять нелегальные копии на наших ресурсах. Возможно, часть негативного восприятия – это вопрос привычки. Знаете, когда ложки нашлись, а осадочек остался. (После интервью представитель MRG сообщил, что у холдинга есть совместные проекты с западными киностудиями, но конкретных примеров не привел. – «Ведомости».)
– Нет, конкретных планов нет, мы продолжаем изучать вопрос.
– Boom интегрирован в наши социальные сети – пользователи добавляют в сервис уже составленные прежде плейлисты и делятся музыкой с друзьями. Так что музыка для них уже не только личное переживание, а социальный опыт. Это полностью меняет дело.
– Я не буду давать конкретный прогноз. Если это хороший сервис по доступной цене, на него подпишется очень много пользователей рунета.
– Видимо, пока об этом не задумывались.
– Мы внимательно следим за происходящим, изучаем разные модели и проекты. Но ни о чем конкретном в этой области я пока рассказать не готов.
Главный читатель
– В любой социальной сети есть маленькая доля авторов и большая доля читателей. Я читаю. Это как в известном анекдоте про чукчу, только наоборот – я не писатель, я читатель. Мне так комфортнее.
– Нет, это не так. Я действительно много времени уделяю анализу и осмыслению того, что происходит вокруг, но стараюсь найти баланс. Бывают встречи и собеседники, которые экономят полгода активного исследования темы. Бывает и по-другому: люди только общаются, проводят встречи одну за одной и не замечают огромных изменений, которые происходят прямо под носом. В современном мире необходимо отдавать очень много времени на изучение трендов, на чтение новостей. В индустрии все больше компаний и людей, за которыми необходимо следить, новостной поток растет экспоненциально. Иногда важно уйти в поток с головой и посвятить месяцы анализу. По сути, целеполагание в бизнесе должно происходить из видения. А видение должно происходить в том числе на цифрах, на анализе, на работе конкурентов и их аналогов.
– Очевидно – действия Amazon и Alibaba. Интересная история сейчас у Netflix. Всегда на радаре Facebook, но, кажется, история с соцсетями уже отыграна и расклад основных игроков очевиден. Больше всего слежу за Китаем – это очень влиятельная и самобытная интернет-экономика. Китайские интернет-компании сильно трансформируют привычки использования интернета во всем мире. Например, у новостного агрегатора Toutiao огромные показатели вовлеченности пользователей. Очень быстро растет локальный сервис по доставке еды Meituan-Dianping. И так далее.
– Не совсем так. Для меня действительно важна рабочая этика. То, как человек относится к своей работе, как он ей отдается, горит ли делом. Но я не замеряю, кто и когда приходит на работу, главное – результат, который приносит человек.
– Я действительно, считаю, что ситуация меняется стремительно, что конкуренты никогда не спят. Скорость и гибкость – это одни из тех ноу-хау, которые интернет принес в мир, управленческий мир и мир экономики. Команды в нашем холдинге мотивированы очень быстро действовать и реагировать.
– Наши родственные отношения не сказываются на работе.
– Действительно, я очень уважаю Алишера Бурхановича. Это человек с уникальным интеллектом и знаниями, который мыслит на много шагов вперед. И всегда, когда есть возможность, я с ним советуюсь.