«Почта России» построит логистику для e-commerce

Почтовый оператор обещает обеспечить доставку за два дня для 80% населения России
М. Стулов
М. Стулов / Ведомости

«Почта России» осенью начнет строительство 38 логистических центров, инвестиции в проект составят около 24 млрд руб., заявил на Восточном экономическом форуме гендиректор компании Николай Подгузов.

Центры общей площадью около 400 000 кв. м будут построены в 34 городах, что обеспечит охват быстрой доставкой более 80% населения страны. «Для этих 34 городов мы обеспечим в ближайшие два года доставку заказов, если заказ будет сделан до 12 часов дня – в этот же день. После 12 часов дня – доставка на следующий день», – сказал Подгузов.

«Почта России» также планирует ускорить доставку посылок из Китая и в ближайшее время начнет развивать экспресс-канал доставки, что позволит сократить ее сроки с текущих двух-трех недель до одной недели, а в перспективе – через 1,5–2 года – до трех дней, сказал Подгузов. Это касается товаров стоимостью $10–15.

На Дальнем Востоке логистический почтовый центр площадью 17 000 кв. м и стоимостью около 3 млрд руб. будет сооружен в Хабаровске. По словам Подгузова, в 2019–2020 гг. он выйдет на проектную мощность. «Таким образом, около 15 млн посылок мы планируем в ближайшее время доставлять в Дальневосточном регионе», – сказал гендиректор «Почты России».

Электронная торговля в России – внутренняя, импортная и экспортная – все еще в начале своего пути, потенциал гораздо выше реальности, говорит Илья Кретов, гендиректор eBay в России и на развивающихся рынках Европы. По его словам, за счет логистики и концентрации стоимость доставки посылки из интернет-магазина даже между городами в Китае составляет 15–30 руб., а в одной только Москве – в 10 раз дороже. В этом контексте проект «Почты России» по построению сети распределительных центров, безусловно, правильная инициатива, считает Кретов. Она должна, с одной стороны, сократить сроки и удешевить доставку для российского покупателя. Но с другой стороны – будет отличным мостом для региональных розничных экспортеров: во многих из первой сотни стран – получателей товаров из России мы видим желание покупателей получать заказанный товар в течение трех дней, продолжает он. При географии России без подобной системы в «Почте России» реализовать это, а значит, конкурировать в мировой онлайн-торговле будет практически нереально, считает Кретов.

«Когда мы говорим про электронную торговлю в России, то видим большие перспективы», – говорит Елена Кузнецова, партнер McKinsey & Company. По ее словам, потенциал есть во всех сегментах. «К сожалению, у нас нет игроков, которые предоставляли бы возможности для среднего бизнеса в Удмуртии, Карелии. В Китае это не только усилия коммерческих игроков, но и государственных структур», – указывает Кузнецова.

По мнению гендиректора Alibaba Group Сюэ Сяогуо, в России слишком высокая стоимость логистики и недостаточная плотность заказов. Торговый представитель Российской Федерации в Китае Сергей Инюшин указывает, что ключевая проблематика – не столько выбор площадки, сколько вопрос производства продукции.

«Почта России» – федеральный почтовый оператор, который включает в себя 42 000 отделений по стране. В компании работает около 350 000 человек.