Ростуризм сам признает «Натали турс» недействующим туроператором

С сентября такое станет возможно по новому законодательству
Туроператор по-прежнему не выплачивает деньги своим клиентам
Туроператор по-прежнему не выплачивает деньги своим клиентам / Евгений Разумный / Ведомости

С 3 сентября 2018 г. в закон об основах туристской деятельности вносятся изменения. Согласно новой редакции, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) сможет исключать из реестра туроператоров компании, фактически не исполняющие своих обязательств.

Под этот критерий подходит «Натали турс»: Ростуризм планирует исключить ее из реестра туроператоров, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с планами агентства. Запрос в Ростуризм остался без ответа.

Из-за сокращения спроса, роста стоимости топлива и волатильности доллара у «Натали турс» начались проблемы с ликвидностью. В конце июня компании пришлось отменить чартерные рейсы по некоторым европейским направлениям. Это, в свою очередь, вызвало волну негативных публикаций о туроператоре, из-за чего его путевки перестали продавать турагенты и «Натали турс» лишилась денежного потока, рассказывал «Ведомостям» президент компании Владимир Воробьев. Со 2 июля туроператор аннулировал все туры до конца летнего сезона, предупреждал он. Сегодня Воробьев не ответил на запросы.

После аннулирования путевок у «Натали турс» по закону было 10 дней, чтобы уведомить всех клиентов и турагентов о способе возврата средств и причитающихся суммах, продолжает один из собеседников «Ведомостей». По его словам, все они получили эти документы – и теперь у туркомпании есть 90 дней на выплаты.

Эти 90 дней истекут к концу сентября, но уже 3 сентября Ростуризм получит право самостоятельно исключить туроператора из реестра, таким образом, у компании остается месяц на все выплаты, констатирует собеседник.

Туроператор по-прежнему не выплачивает деньги клиентам, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: в начале июля «Натали турс» выделила 800 000 руб. на выплаты, но после этого они прекратились. «Натали турс» застрахована на 150,5 млн руб. по договорам страхования гражданской ответственности и еще на 5,9 млн руб. в фондах персональной ответственности, по данным с сайта Ростуризма. Но страховщики не имеют права начинать страховые выплаты до официального прекращения деятельности. Пока Ростуризм не может исключить туроператора из реестра: или компания должна самостоятельно подать заявление о прекращении деятельности, или это решение принимает суд.

Заявление о прекращении деятельности – страховой случай, объясняет директор по связям с общественностью СПАО «Ингосстрах» Карен Асоян: только тогда компания может начать страховые выплаты; страховым случаем будет и исключение компании из реестра Ростуризмом по новым правилам.

Ситуацию не спасет даже это, считает Тюрина. По ее словам, все туры «Натали турс» продавала через юрлицо ООО «Панорама тур», которое застраховано всего на 50 млн руб. в «Ингосстрахе». А общий долг перед туристами – $15 млн (свыше 900 млн руб.), напоминает Тюрина. Таким образом, клиенты смогут получить не более 4,2% стоимости путевки, если туроператор не компенсирует убытки собственными силами, подсчитали аналитики Ассоциации туроператоров России.

Туроператор по-прежнему не выплачивает деньги своим клиентам

Многие туристы подают иски к «Панораме тур», а также к турагентствам и страховщику, знает Тюрина. Согласно картотеке Арбитражного суда с середины лета подано уже семь исков к «Панораме тур» на общую сумму 1,7 млн руб.

После прекращения деятельности туристам следует подать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Воробьева и гендиректора «Натали турс», считает руководитель «Юридического центра Шалоносова Эдуарда» Эдуард Шалоносов. Только так к выплатам может быть привлечено личное имущество и счета владельцев компании, объясняет юрист: обычно после этого клиенты быстро получают свои деньги.

10 городов мира, где дороже всего переночевать