McKinsey назвала транспортную систему Москвы одной из самых эффективных в мире

Однако жители не вполне довольны текущей ситуацией
Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования
Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования / Дмитрий Серебряков / ТАСС

Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы в глобальном исследовании консалтинговой компании McKinsey. Несмотря на то что жители положительно оценивают изменения последних лет, уровень их неудовлетворенности текущей ситуацией по-прежнему высок.

Как исследовали

McKinsey впервые провела столь масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель - всесторонне оценить транспортные системы как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. Мегаполисы сравнивались по пяти аспектам, непосредственно влияющим на качество жизни в городе: физическая и финансовая доступность разных видов транспорта, эффективность, удобство и безопасность. В ходе исследования были проанализированы все виды транспорта (личный, общественный, совместного пользования, велосипедный и пешеходный) на всех этапах взаимодействия жителя с системой: до, во время и после поездки. Было опрошено более 30 экспертов и 9600 жителей 24 городов.

Победителей нет

Абсолютного победителя, набравшего максимальное количество очков или занявшего первое место во всех измерениях, нет, следует из отчета. В топ-10 вошли Сингапур, Большой Париж, Гонконг, Лондон, Мадрид, Москва, Чикаго, Сеул, Нью-Йорк, Милан.

У каждого из лидеров есть свои сильные и слабые стороны. Даже города в топе списка по совокупным результатам набрали не более 65% от максимально возможной оценки.

Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования

«Что интересно, практически во всех проанализированных нами городах люди в большей степени удовлетворены именно общественным транспортом. На личном автомобиле приходится стоять в пробках, продолжительность которых тяжело предугадать. Кроме того, горожане повсеместно недовольны тем, что личный транспорт оказывает негативное влияние на экологию. То же самое и с тарифами: их можно постоянно снижать и делать более гибкими, но люди будут все равно считать, что они слишком высокие», – комментирует один из авторов отчета Вадим Покотило (партнер McKinsey & Company).

Приоритет – общественный транспорт

Основной приоритет для большинства мегаполисов – развитие общественного транспорта, особенно рельсового. Например, быстро развивается в некоторых городах метрополитен: за последние 20 лет его протяженность в Гонконге увеличилась в четыре раза, кроме того, в ближайшее время власти города планируют увеличить ее на 25%.

Наряду с рельсовой инфраструктурой важную роль играет дорожная инфраструктура. Общая тенденция для крупных городов – смещение фокуса с легкового транспорта на велосипедный и пешеходный. Например, за последние 10 лет в Нью-Йорке построено более 600 км велосипедных дорожек, около 60 площадей стали пешеходными. Другой пример – Сеул, где в 2005 г. одна из самых важных магистралей города Cheonggyecheon Freeway была превращена в общественную зону отдыха.

Москва в лидерах

Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования. Москва – центр притяжения людей со всей России. Историческая неравномерность плотности населения в агломерации продолжает усиливаться в связи с активной застройкой ближайшего Подмосковья. Третий фактор: продолжающийся рост автомобилизации – машина по-прежнему остается символом успеха и роскоши.

‪Еще в 2012 г. Москва‬ обновила транспортную стратегию, сделав приоритетом популяризацию общественного транспорта и снижение загруженности дорог. Кроме того, Москва серьезно наращивала расходы на транспорт: их доля в городском бюджете выросла с 12 до 18,5%, на них приходится четверть расходов всех госпрограмм Москвы. По программе «Развитие транспортной системы» Москва намерена потратить с 2012 по 2020 г. 3,2 трлн руб.

Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования

Объективными достижениями Москвы McKinsey называет высокую эффективность, удобство и относительную доступность общественного транспорта. Одним из важнейших шагов стало расширение метрополитена: с 2010 по 2017 г. была построена 61 новая станция, включая запуск Московского центрального кольца. Другими сильными сторонами столицы аналитики McKinsey называют развитие билетной системы и электронных сервисов. Более 90% пассажиров пользуются картой «Тройка», предоставляющей возможность удаленного пополнения и оплаты нетранспортных услуг (например, входа в музей). Кроме того, в Москве активно развиваются альтернативные способы оплаты проезда, в том числе с помощью бесконтактных банковских карт и мобильных телефонов. Помимо этого, правительство Москвы запустило несколько мобильных приложений в сфере транспорта, которые пользуются популярностью среди населения. Все эти меры привели к увеличению на 10% доли общественного транспорта в общем числе поездок, совершаемых в городе, по сравнению с 2010 г.

Хотя жители города согласны с тем, что позитивные изменения налицо, их удовлетворенность текущей ситуацией значительно отстает от объективных показателей, считают аналитики McKinsey. Общий уровень удовлетворенности москвичей ниже, чем в других городах из первой десятки. Респонденты недовольны стоимостью транспорта, загруженностью дорог и экологичностью транспортной системы.

При этом москвичи удовлетворены удобством новых электронных сервисов, билетной системой, повышающимся уровнем комфорта в пути и во время пересадок, а также распространением новых видов транспорта совместного пользования.

Жители Парижа и Милана, которые занимают более высокие позиции в общем рейтинге, «также считают, что есть простор для значительных улучшений», замечает Вадим Покотило.

Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования

Политика ограничений для частного транспорта

Основной проблемой в большинстве городов остается частный транспорт. По данным TomTom, общая загруженность дорог в мире по сравнению с 2010 г. выросла на 15%. Один из возможных способов решения этой проблемы – повышение стоимости владения личным транспортом (платные парковки и дороги, лицензии, номерные аукционы) и введение ограничений на его использование (зоны без автомобилей, ограничение скорости, требования по наличию парковки).

В настоящий момент только в 5 из 24 городов более 50% жителей удовлетворены возможностью использовать личный транспорт (Лондон, Шанхай, Сингапур, Пекин, Гонконг). И именно в этих городах введены одни из самых жестких ограничений по отношению к автомобилистам. Например, в Сингапуре существуют сборы при покупке нового автомобиля (более $74 000 за небольшой внедорожник), лицензионный сбор за получение водительского удостоверения (до $37 000) и плата за въезд в центр города. Как следствие — в городе мало машин: на 1000 человек приходится 101 автомобиль (для сравнения: в Москве — 341, а в Париже — 530). Личным транспортом пользуются только те, кто готов за него платить, а общественный транспорт работает как часы, так как не стоит в пробках.

По мере развития мегаполисов и повышения благосостояния населения доля частного транспорта и в других городах будет уменьшаться, что может снизить недовольство людей в будущем, считают в McKinsey.

Как влияет транспортная система на благосостояние городов

Развитие транспортной системы требует значительных капиталовложений в строительство дорог, рельсового транспорта, обновление подвижного состава, интеллектуальную транспортную систему, говорится в отчете McKinsey. Чем больше возможностей у городского бюджета, тем вероятнее попадание города в лидеры рейтинга. В то же время многие города, имеющие сопоставимые ресурсы, демонстрируют разные результаты: не менее важную роль также играет наличие четкой транспортной стратегии и последовательность ее реализации городскими властями.

Перед системой городского транспорта Москвы стоят непростые задачи, обусловленные тремя факторами, пишут авторы исследования

Что думают конкуренты

В июне исследование индекса мобильности городов делали аналитики Deloitte. По их мнению, Москва может конкурировать по уровню развития инфраструктуры с другими мегаполисами, но до статуса глобального лидера ей далеко. Максимальные 5 баллов российская столица не получила ни по одному из критериев. Двойку город получил за слишком высокую стоимость проезда на общественном транспорте по сравнению с минимальной зарплатой. За надежность и безопасность общественного транспорта – тройку. По некоторым показателям город получил 4 балла: состояние регуляторной среды, размер инвестиций, интеграция разных видов транспорта, удобство транзита, стратегия развития.

Куда катится Москва: 10 фактов об автомобильном движении столицы