В России замедлился рост продаж новых автомобилей

Повлияли чемпионат по футболу и активный рост прошлых месяцев
По мнению Шрайбера, темпы роста сократились из-за активных продаж в предыдущие месяцы
По мнению Шрайбера, темпы роста сократились из-за активных продаж в предыдущие месяцы / Reuters

В июне 2018 г. автодилеры продали 156 351 новый легковой и легкий коммерческий автомобиль, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Это на 10,8% больше, чем год назад, и на 6% – чем в предыдущем месяце.

Результат полугодия гораздо сильнее: за январь – июнь продажи выросли на 18,2% до 849 221 машины. Рост показали все марки из топ-10: Lada (+21%), Kia (+31%), Hyundai (+23%), Renault (+16%), Volkswagen (+22%), Toyota (+7%), Skoda (+27%), Nissan (+5%), ГАЗ (+8%), Ford (+17%).

Темп восстановления рынка в июне замедлился, констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Высокий рост продаж в начале года произошел во многом благодаря эффекту низкой базы и отложенному спросу, добавляет начальник экспертно-аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин: с мая 2017 г. рынок восстанавливался двузначными темпами.

Шрайбер тем не менее считает июньский результат «очень приличным», «особенно в свете проходящего в России чемпионата мира по футболу». Автодилеры признают, что мундиаль притормозил их бизнес. Он отвлек на себя внимание части покупателей, из-за чего в «Рольфе» сократился клиентский трафик, подтверждает директор по маркетингу Юлия Овчинникова. Чтобы вернуть покупателей, дилеры запускают маркетинговые акции и предлагают специальные условия покупки автомобилей, сказала она, не уточнив деталей. У ГК «Автомир» продажи могли бы быть на 6–8% больше, соглашается Зябин, хотя год к году продажи в июне все равно прибавили 21%. Спрос нормализуется с окончанием чемпионата мира – уже во второй половине июля, уверена Овчинникова.

Другая причина замедления роста в июне, по мнению Шрайбера, – активные продажи в предыдущие месяцы: «Складские запасы существенно снизились во всей индустрии». На рынке образовался определенный дефицит самых востребованных марок и моделей, признает Овчинникова. Ситуация не нова, замечает Зябин: так было и полгода назад. К тому же дилеры не могут забивать склады, поскольку любой автомобиль, задерживаясь у дилера, начинает генерировать убыток, продолжает Овчинникова.

Количество автомобилей массового сегмента на складах выросло, поскольку некоторые импортеры приостанавливают заводы на лето и дилерам необходимо запастись машинами, отмечает директор «Авилон Воздвиженка» Ренат Тюктеев. Тогда как в премиальном сегменте, по его словам, в последние три месяца было заметно снижение складских запасов.

В целом первая половина 2018 г. оказалась успешной для российского авторынка и ближайшие месяцы будут еще более успешными, считает Шрайбер. Низкий спрос продолжится до конца лета, пока клиенты не вернутся из отпусков, полагает директор дивизиона «Ленинский» ГК «Автоспеццентр» Алексей Забелкин. Рост продаж не будет столь динамичным, как в первом полугодии, из-за высокой базы и окончания программ господдержки, согласна Овчинникова.

Правда, повышение НДС, если такое решение будет принято окончательно, ускорит рост цен, из-за чего некоторые клиенты захотят купить автомобиль уже в этом году, допускает собеседница «Ведомостей». Покупатели будут стараться купить автомобили по старым ценам, согласен Зябин, поэтому после всплеска продаж в конце этого года в долгосрочной перспективе рост цен приведет к снижению темпов роста. Российский авторынок, по прогнозу АЕБ, вырастет примерно на 10% до 1,75 млн машин.-

По мнению Шрайбера, темпы роста сократились из-за активных продаж в предыдущие месяцы
Самые дорогие опции и аксессуары для автомобилей