Подъехали на слабом рубле

За январь – апрель продано более 0,5 млн новых машин/ Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле выросли на 17,6% год к году до 152 425 машин, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Правда, по сравнению с мартом продано на 3% меньше.

«Успешный месяц для российского автомобильного рынка, повторяющий двузначный рост объема продаж, характерный для прошлого года. Аппетит покупателей не утихает, что поддерживается растущим выбором новых моделей, предложенных по привлекательным ценам», – приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета производителей Йорга Шрайбера. Кроме того, ослабление рубля в последние недели апреля стало непредвиденным фактором, мотивирующим покупателей ускорить покупку нового автомобиля в ожидании потенциального повышения цен, добавил он.

В пятницу, 6 апреля, минфин США ввел санкции против российских бизнесменов и компаний, в частности против Олега Дерипаски, структуры которого контролируют одного из крупнейших в мире производителей алюминия – UC Rusal. В первый рабочий день после решения американских чиновников фондовый рынок России обрушился, что, в свою очередь, спровоцировало ослабление рубля. В итоге к концу апреля курс рубля снизился более чем на 7,2% к доллару и на 6,4% к евро: до 62 и 75,2 руб. соответственно, по данным Банка России.

Во время апрельского скачка курсов валют число клиентов у автодилеров выросло, подтверждают и опрошенные «Ведомостями» игроки рынка. После известных событий посещаемость салонов выросла на 18% в сравнении со средним дневным показателем, а покупатели премиальных автомобилей сократили время принятия решения о покупке с 18 до 11 дней, добавляет председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович. Риск обесценивания рублевых накоплений и информация о планах некоторых производителей сократить программы поддержки спроса (как, например, через trade-in) спровоцировали спрос, продолжает он: клиенты решались на покупку быстрее, чтобы опередить возможное повышение цен.

Выросли и продажи: 70% всех проданных в апреле автомобилей реализованы именно во второй половине месяца, рассказал заместитель директора департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Сергей Полянских. У другого дилера – «Автомира» – продажи после 15 апреля подскочили на 30%, отмечает начальник управления целеполагания бизнеса этой компании Алексей Пономарев. Правда, по его словам, ослабление рубля стало лишь одной из причин. «Вторая половина месяца сезонно считается более сильной с точки зрения роста клиентского спроса», – объясняет Пономарев.

Продажи всех 10 самых популярных брендов выросли – от 3% у Renault до 24% у Toyota. При этом в течение последнего года продажи Toyota зачастую падали. Сейчас у Toyota есть три основных драйвера продаж, объясняет представитель бренда: доступность машин в шоурумах, скидки, а также новые комплектации моделей Fortuner и Camry. Самой популярной моделью в апреле осталась Kia Rio, несмотря на падение продаж год к году на 5% до 8523 машин. Представитель Kia в России не ответил на запрос «Ведомостей».

За январь – апрель 2018 г. совокупные продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 20,5% и достигли 545 345 машин, следует из данных АЕБ.

По словам Шрайбера, благодаря ослаблению рубля в апреле резко выросло число заказов на новые автомобили, что может положительно сказаться и на продажах в краткосрочной перспективе. В мае рост продаж, ознаменовавший конец апреля, приостановился в связи с укреплением рубля, курсовые колебания спроса сейчас неактуальны, отмечает Павлович. В мае на авторынке традиционное затишье, напоминает Полянских, и в этом году оно может быть более ощутимым, поскольку апрель «забрал» на себя часть майских продаж – многие клиенты старались закрыть сделки до начала майских праздников.

Рост цен на рынке может спровоцировать и его замедление в целом до 7% по итогам года, считает Павлович. Прогноз АЕБ на 2018 г. для России – рост на 10% до 1,75 млн машин.