Панамский канал открыл новый маршрут для экспорта энергоресурсов из США
Его расширение сделало возможной транспортировку СПГ на крупных корабляхМорская транспортировка энергоресурсов из США стала процветающим бизнесом для администрации Панамского канала после его расширения в 2016 г. Этот водный путь теперь способен пропускать в три раза более крупные корабли, а спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в Китае, Южной Корее, Японии и Мексике стабильно растет. В результате поставки СПГ через канал увеличились с нуля в 2015 г. до 6 млн т в прошлом году, говорит руководитель администрации Панамского канала Хорхе Кихано.
Техасская Cheniere Energy стала первой перевозить СПГ по каналу. В апреле этого года к ней добавились поставки с СПГ-терминала Dominion Energy Cove Point в Мэриленде, а еще три СПГ-терминала – Freeport в Техасе, Cameron в Луизиане и Elba Island в Джорджии – будут введены в эксплуатацию в следующем году. «Этот бизнес переживает бум и продолжит расти», – утверждает Кихано.
На долю Панамского канала сейчас приходится около 45% экспорта СПГ и 46% экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) из США. СУГ – это в основном пропан и бутан, используемый в Азии, Мексике и Чили для приготовления пищи и отопления. По словам Кихано, в ближайшие пару лет экспорт СПГ обгонит экспорт СУГ. Перевозящие их суда обеспечивают в совокупности 10% выручки каналу, и на их долю приходится 38% от общего числа переправ по нему. В целом перевозка грузов по каналу увеличилась на 22% до рекордных 404 млн т в 2017 г.
«Основной драйвер роста рынка СПГ находится в Азии, – говорит коммерческий директор Cheniere Анатоль Фейгин. – Если не учитывать Японию, то мы ожидаем, что спрос в Азии и в частности в Китае почти удвоится за следующие пять лет». Но в то же время он предупреждает, что в 2020–2023 гг. мировой спрос на СПГ может ослабнуть из-за нехватки инвестиций в сектор.
Япония – крупнейший в мире импортер СПГ, но ее спрос относительно стабилен. Вторым по величине импортером в прошлом году стал Китай, опередив Южную Корею. Потребление природного газа в Китае растет в основном благодаря стремлению Пекина отказаться от угольной электрогенерации. Также, по данным Управления энергетической информации США, китайское правительство сделало так, чтобы в северных провинциях несколько миллионов домохозяйств начали использовать для отопления зимой газовые бойлеры.
Повышение цен на судовое топливо способствует росту популярности Панамского канала, так как путь с восточного побережья США до Азии через него на 10 дней короче, чем через Суэцкий канал. «Топлива расходуется меньше, но в Панаме нужно больше платить за переправу. Общие издержки, возможно, получаются одинаковыми, но сэкономленное время бесценно», – отмечает аналитик Bimco Питер Сэнд.
По прогнозам администрации Панамского канала, объем контейнерных перевозок по нему будет ежегодно расти в среднем на 5%. На долю канала приходится также около 30% экспорта зерна из США в Азию. Но Кихано предупреждает, что оптимистичная картина может резко измениться из-за возможного введения импортных пошлин в результате торговых конфликтов США с Китаем и Европой: «Мы лишь звено в глобальной цепочке поставок. Если цепь разорвется, это ударит по нам».
Перевел Алексей Невельский