Виталий Ванцев выкупит у государства блокпакет аэропорта «Внуково»
С долей 38,5% он станет вторым крупнейшим акционером после Владимира СкочаВиталий Ванцев, председатель совета директоров и совладелец «Внуково», использует опцион на выкуп у Росимущества 25% плюс 1 акция аэропорта, об этом он рассказал в интервью «Ведомостям». «Возможность опциона предусмотрена соглашением акционеров», – пояснил он.
Росимущество 30 марта получило соответствующее уведомление от частных акционеров «Внуково», подтвердил представитель ведомства. Продажа пакета, по его словам, может состояться в течение полугода с даты получения уведомления.
В 2017 г. была завершена консолидация частных и государственных активов «Внуково». Кроме Росимущества 13,5% акций получили компании Ванцева, 61,5% – компании Владимира Скоча, рассказал Ванцев. Скоч – отец партнера Алишера Усманова по холдингу «Металлоинвест» Андрея Скоча, последний после избрания в Госдуму в 2007 г. передал активы отцу. Участия в оперативном управлении «Внуково» Скоч не принимает.
«Внуково» – третий по пассажиропотоку аэропорт страны, в 2017 г. принял 18,1 млн пассажиров, в январе – мае 2018 г. – 7,1 млн.
Скоч не будет участвовать в выкупе госпакета, уверяет человек, близкий к одному из акционеров «Внуково». Изначально такие намерения были, но от них решили отказаться после включения Андрея Скоча 6 апреля в санкционный список США, добавляет собеседник. Запрос «Ведомостей» в депутатскую приемную Скоча остался без ответа.
«Присутствие в санкционном списке Андрея Скоча рисков для «Внуково» не создает, так как акционером является его отец. К тому же акции были переданы еще несколько лет назад», – говорит партнер Nektorov Saveliev & Partners Илья Рачков.
В конце марта катарская госкомпания Qatar Airways заявила о желании купить 25% во «Внуково». Qatar Airways ведет due diligence аэропорта, детали возможной сделки не обсуждались, рассказал Ванцев. По его словам, есть и другие желающие инвестировать во «Внуково», их он не называет. Ванцев хотел бы привлечь соинвестора не путем прямой продажи акций, а через допэмиссию, чтобы средства получил сам аэропорт.
По соглашению акционеров «Внуково» пакет государства не должен уменьшаться ниже блокпакета. При допэмиссии это было бы неизбежно, поэтому госпакет решено выкупить. «Приватизация в целом приветствуется государством, а мы получим возможность вносить средства в капитал на развитие аэропорта, в частности на модернизацию аэродромной инфраструктуры, которая требует больших инвестиций», – объясняет Ванцев.
В 2016 г. для консолидации госимущество во «Внуково» было оценено в 4,3 млрд руб., рассказывал Ванцев. Госпакет можно выкупить по наименьшей из двух цен, сообщало Росимущество: оценка для консолидации плюс 35% или оценка сейчас плюс 20% (но не дешевле цены консолидации плюс 25%). Получается, госпакет обойдется от 5,4 млрд до 5,8 млрд руб. Покупать Ванцев планирует за счет собственных и привлеченных средств.
В 2017 г. выручка «Внуково» по МСФО составила 10 млрд руб., EBITDA – 3,6 млрд руб. и чистая прибыль – 590 млн руб., рассказал он. Исходя из этих показателей и размера долга (9 млрд руб. – «Ведомости») весь аэропорт может стоить 25–30 млрд руб., госпакет – 6,3–7,5 млрд руб., говорит аналитик АКРА Александр Гущин. Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов оценивает госпакет в 5–8 млрд руб.
«Аэропорт растет быстрыми темпами, привлекает новые авиакомпании, но на оценку негативно влияют планы авиакомпании «Россия» (второй крупнейший перевозчик «Внуково». – «Ведомости») в конце 2019 г. перейти в «Шереметьево», добавляет Юминов.
«Консолидация как раз нужна была для того, чтобы частные акционеры могли принимать управленческие решения, в том числе по привлечению новых инвесторов. Если Ванцев ожидает роста бизнеса в ближайшие годы, то целесообразно покупать госпакет сейчас», – заключает Гущин.