Поставщики добиваются права привозить ритейлерам не весь заказанный товар

Сейчас из-за недопоставки продуктов они сталкиваются с высокими штрафами
Розничные сети объясняют жесткие требования к поставщикам интересами покупателя и собственными рисками
Розничные сети объясняют жесткие требования к поставщикам интересами покупателя и собственными рисками / Евгений Егоров / Ведомости

Союзы производителей и поставщиков пожаловались на завышенные требования сетей к поставке заказанного товара и штрафы. Обращения получила комиссия по применению Кодекса добросовестных практик (КДП), сказано в ее протоколе. «Ведомости» ознакомились с его копией, достоверность документа подтвердили три участника комиссии. Комиссия регулирует отношения ритейла и поставщиков и решает спорные ситуации в соответствии с кодексом, который четыре года назад добровольно подписали все крупнейшие участники рынка.

Сколько товара доезжает до полок

До сих пор комиссия рекомендовала сетям не штрафовать поставщиков, если в поставке не хватает не более 5% заказанного, и устанавливать штрафы за недопоставку в размере не более 15% от стоимости недопоставленного товара, напоминает ответственный секретарь комиссии по применению КДП, гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Правда, по его словам, не было четко зафиксировано, что иные практики недобросовестные. Сейчас комиссия это четко прописала, следует из ее протокола.

Необходимость такого решения назрела после вступивших в прошлом году изменений в закон о торговле. С тех пор многие крупные сети, в том числе «Лента» и «Магнит», нарушают КДП в части установления уровня обязательного исполнения заказа, говорит Дмитрий Леонов, зампред правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз». Так, по его словам, в договорах сетей с поставщиками – участниками Руспродсоюза последние обязаны обеспечить исполнение заказа более чем на 95%, в противном случае их штрафуют. Так, в типовых документах поставки крупнейшего ритейлера, X5 Retail Group, прописан минимальный уровень поставки 97% для обычных товаров и 100% – для промоакций. Его ближайший конкурент – «Магнит» требует от поставщиков привозить минимум 98% заказанного, следует из его типовых документов. В типовых документах «Ленты» установлен порог в 95%, но в реальных договорах параметры могут быть иные; пресс-служба «Ленты» это не прокомментировала.

Правила игры

1.01.17
с этой даты все договоры между торговыми сетями и поставщиками переведены под новые требования закона о торговле. Теперь премии поставщиков за размер закупки сетям могут составлять максимум 5% (ранее – 10%). В эту же сумму входят услуги по продвижению товара

95% заказанного товара
таков максимум, который может требовать ритейлер от поставщика в качестве минимального уровня исполнения заказа, согласно рекомендациям комиссии по применению КДП

Почему сети хотят 100%

Розничные сети объясняют жесткие требования к поставщикам интересами покупателя и собственными рисками. «Ритейлер всегда ориентирован на удовлетворение потребностей покупателей и стремится обеспечивать постоянное наличие необходимого количества продукции в магазинах», – объясняет представитель «Магнита». Причин, по которым поставщик привозит не все заказанное, может быть много, рассуждает он, поэтому сеть и не требует 100%-ного исполнения заказа. Каждый случай нарушения «Магнит», по словам его представителя, рассматривает в индивидуальном порядке с учетом всех обстоятельств и только потом принимает решение о возможных санкциях.

Управляющая «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями» Х5 применяет санкции к поставщикам, только когда их нарушения наносят ей значительный ущерб, уверяет представитель группы. Сотрудник другого крупного ритейлера добавляет: сети обычно выставляют штрафы выше рекомендованного, лишь когда их собственные риски из-за нарушения поставщика слишком высоки, например поставлен некачественный товар или подакцизная продукция с нарушениями маркировки, или привезено недостаточно товаров для промоакций. Срыв поставок под промокампании может повлечь потерю покупателей и нарушение обещаний, данных в рекламе, а также повлиять на имидж, перечисляет он, тем более поставки для промо согласовываются заранее.

Зачем штрафовать поставщиков

В типовых договорах многих крупных ритейлеров прописаны требования, что партнер должен привезти более 95% заказанного товара и что штрафы за невыполнение такого требования могут быть выше 15% стоимости недопоставленного, подтверждает Бурмистров. Но обычно требования не касаются крупнейших национальных производителей и поставщиков, отмечает он. Кроме того, с крупными поставщиками сети вместе планируют размер будущих поставок, а с небольшими компаниями, как правило, нет, поясняет эксперт. Поэтому, продолжает Бурмистров, поставщики среднего размера хотят либо отсутствия высоких штрафов за недопоставку, либо чтобы сети заранее предупреждали их о размерах поставок, которые могут потребоваться в будущем.

Сотрудник производителя алкогольной продукции предполагает: с помощью штрафов ритейл пытается компенсировать выпавшие доходы после того, как год назад законом были ограничены ретробонусы и иные выплаты поставщиков сетям. Такая практика касается небольших сетей, считает Бурмистров.