«Ростех» простит «АвтоВАЗу» 20 млрд рублей долга

Рекапитализация автоконцерна завершится в октябре 2018 года
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов / Станислав Красильников / ТАСС

К октябрю 2018 г. «АвтоВАЗ» может почти полностью избавиться от долгов. К этому сроку завершится рекапитализация «АвтоВАЗа», когда «Ростех» спишет ему 20 млрд руб. долгов. Это через представителя передал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

О том, что «Ростех» может простить 20 млрд руб. долга «АвтоВАЗа» перед госкорпорацией, общий размер которого составлял 51 млрд руб. (в виде беспроцентных займов), стало известно в 2016 г.

Списание долга будет третьим по счету этапом программы рекапитализации «АвтоВАЗа». На первом этапе, в декабре 2016 г., была размещена допэмиссия на 26 млрд руб., фактически профинансированная Renault.

На втором этапе рекапитализации «АвтоВАЗа», который завершился на днях, «Ростех» и Renault переуступили Alliance Rostec Auto B.V. (голландскому СП, через которое партнеры контролируют «АвтоВАЗ») права требования по долгам автопроизводителя – на 30,7 млрд руб. каждый, говорит представитель «Ростеха». А само Alliance Rostec Auto B.V. конвертировало долг в новые акции «АвтоВАЗа» такой же стоимостью. Доля Alliance Rostec Auto B.V. в «АвтоВАЗе» по итогам второго этапа выросла с 64,6 до 83,5%. В этом СП Renault сейчас принадлежит 61,1%, «Ростеху» – 38,9%, сказал представитель «Ростеха».

Схема списания

Конвертацию долга планировалось завершить еще летом 2017 г., но этот этап был перенесен по техническим причинам, говорил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов. Нужно было внести изменения так, чтобы формула – 20 млрд руб. прощения долга и 30 млрд руб., конвертируемые в акции, – соответствовала кредитным соглашениям и распоряжениям правительства, пояснял он.

107 млрд руб.

общая стоимость программы рекапитализации «АвтоВАЗа»

Ранее Чемезов говорил, что обсуждается возможность упразднения Alliance Rostec Auto B.V. и перевода акций в российскую юрисдикцию. Когда это произойдет – представители «Ростеха» и Renault не пояснили. По информации источника «Ведомостей», близкого к одному из акционеров «АвтоВАЗа», это может случиться в сентябре 2018 г. Об этом же говорит и человек, знакомый с менеджерами «Ростеха». Вопрос смены юрисдикции СП и погашение 20 млрд руб. – взаимоувязанные по срокам вещи, добавляет он.

Списание долга будет происходить по такой схеме – эти 20 млрд руб. «АвтоВАЗ» получит от «Ростеха» на уставные цели (без увеличения доли в уставном капитале), затем направит их на погашение долга перед ним, сказал представитель госкорпорации. Причину выбора такой схемы он не пояснил. Выбранная «Ростехом» схема распространена в этом году, поскольку с января 2018 г. «обычное» прощение долга в России облагается налогом на прибыль (т. е. «АвтоВАЗу» пришлось бы заплатить 20% от суммы), комментирует управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Плюс у «Ростеха» могут быть корпоративные ограничения по возможности прямого прощения долга, ведь эти деньги в свое время были получены от правительства, добавляет он.

После завершения рекапитализации основные акционеры «АвтоВАЗа» «намерены получить промышленного лидера в полном смысле слова – крепкое конкурентоспособное производство с востребованной продукцией», сказал Чемезов. Цель рекапитализации – «очистить активы «АвтоВАЗа» и таким образом поддержать финансовое оздоровление компании и успех среднесрочного плана», отметил представитель Renault.

Дальше - прибыль

«АвтоВАЗ» чувствует себя лучше рынка. По итогам 2017 г. продажи автомобилей Lada в России выросли на 17%, общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей – на 11,9%. Автоконцерн сократил чистый убыток по МСФО в 4,6 раза до 9,7 млрд руб., а его выручка выросла на 22% до 225,6 млрд руб. Компания на год раньше, чем планировала, получила операционную прибыль. Но чистый долг «АвтоВАЗа» на конец 2017 г. был огромен – 84,7 млрд руб., оценивал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Получается, к октябрю он может снизиться до 7 млрд руб.

Сергей Чемезов
гендиректор «Ростеха»

Это крупнейшая в истории российского автопрома сделка, которая поэтапно длилась несколько лет. Меры, принятые совместно с французскими партнерами, призваны помочь обновлению «АвтоВАЗа.

«Следующая цель – начать получать чистую прибыль, есть намерение достичь этой цели в ближайшие три года, – говорил в мартовском интервью «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. – Это основано на допущении дальнейшего восстановления российского рынка, развития экспортных продаж, послепродажного обслуживания, производства по заказам партнеров по альянсу Renault – Nissan – Mitsubishi и постепенного улучшения балансовой отчетности, сокращения долга, снижения процентной нагрузки». Поможет «АвтоВАЗу» и расширение модельного ряда. В 2017–2026 гг. компания планирует вывести на рынок 12 новых моделей разных семейств (две уже появились) и 11 с обновленным дизайном, выпуск части из которых начнется до конца 2018 г.