Российских ритейлеров предупредили о повышении цен на электронику и бытовую технику
Из-за обвала рубля не исключен и рост розничных ценЕвропейские производители предупредили российских ритейлеров о росте закупочных цен на бытовую электронику и технику на 5–10% из-за ослабления курса рубля, рассказала «Ведомостям» руководитель отдела по связям с общественностью сети «Эльдорадо» Юлия Завьялова. О том же говорит и представитель крупнейшего продавца бытовой техники и электроники в стране «М.видео» Валерия Андреева (эти два ритейлера объединяются). Уведомления о повышении стоимости товаров получила также MediaMarkt, сообщил ее представитель. Конкретных компаний они не назвали.
Среди объявивших о повышении цен – производители цифровой электроники: смартфонов, ноутбуков и проч., добавил сотрудник крупного продавца техники, не уточнив бренды.
Candy Hoover Group уже уведомила своих партнеров о возможном повышении цен на продукцию Candy и Hoover с 16 апреля, рассказал гендиректор «Candy Hoover Group Россия» Глеб Мишин. По его словам, компания повысит цены на импортную продукцию пропорционально изменению курса, если он не вернется к уровню прошлой недели (2–8 апреля). Значительная часть стиральных, сушильных и стирально-сушильных машин Candy и Hoover производится на заводе в Кирове, но и она, возможно, подорожает – хоть и не пропорционально изменению курса, добавил Мишин.
Один из крупнейших производителей бытовой техники – «БСХ бытовые приборы» («дочка» BSH Home Appliances Group; бренды Bosch и Siemens) не исключает, что «возникнет необходимость корректировки цен в соответствии с динамикой валют», сообщил ее представитель.
Lenovo в ближайший квартал не планирует повышать цены на свою электронику, заверил генеральный менеджер Lenovo Russia Александр Катаев. Но если доллар продолжит расти или останется на текущих уровнях, то все производители вынуждены будут повышать цены, замечает он.
Представители Apple, Huawei, Samsung от комментариев отказались. В Beko на запрос не ответили.
За два дня на этой неделе, после того как в пятницу, 6 апреля, США ввели новые санкции, рубль потерял 9,1% к евро и 8,6% к доллару.
Вырастут ли цены в рознице
Продавцы бытовой техники и электроники пока не планируют повышать цены вслед за производителями, но не исключают этого. «М.видео» уже ведет переговоры с поставщиками, чтобы удержать текущие цены, рассказала Андреева.
Из-за ослабления рубля в ближайшей перспективе может произойти корректировка цен на бытовую технику и электронику, говорит Завьялова из «Эльдорадо», хотя компания и обещает сдержать их рост.
Цены на рынке обычно отстают от изменения курса на несколько месяцев, поясняет исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин, поэтому в ближайшее время цены не поменяются. Повышать цены не планирует и «Связной», сказал его представитель. Ажиотажа нет, подтверждает представитель МТС Алексей Меркутов. Пока никто из поставщиков «Евросети», «Связного» и «Ситилинка» не уведомлял компании о повышении цен, добавили их представители. «Все взяли паузу, чтобы оценить ситуацию», – говорит гендиректор «Ситилинка» Михаил Славинский.
Автоконцерны пока не предупреждали о возможном повышении цен на автомобили и запчасти, сказали топ-менеджеры двух крупных мультибрендовых дилеров. Прошло слишком мало времени, тенденция может измениться, да и общий рост спроса на рынке пока неустойчив, поясняют они. Это подтвердили и представители крупнейших автопроизводителей: «АвтоВАЗа», «Renault Россия», Ford Sollers, Hyundai Motor CIS, «ММС рус» (структура Mitsubishi Motors), Nissan. Но в случае длительного падения рубля в «ММС рус» не исключают пересмотра цен на импортируемые автомобили, отметил представитель компании. О том же сказал представитель Nissan.
Сейчас в ЦУМе повышенный спрос на товары: с учетом курсов валют цены в ЦУМе уже ниже, чем в Италии и других европейских странах, а также заработала система tax free, рассказала представитель магазина, но повышение цен пока не планируется. При дальнейшем ослаблении рубля такая возможность не исключена, добавила она: коллекция нового сезона – осень-зима 2018/19 – будет выставлена в соответствии с курсом на момент начала продаж.
Выводы о влиянии курса можно будет сделать по итогам недели, говорит гендиректор туроператора «Пегас туристик» Анна Подгорная. Пока, по ее словам, заметной реакции потребителей нет: число бронирований в понедельник – вторник сократилось на 5%.
Ждать ли потребительского бума
Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков пока не видит значимых предпосылок к повторению ситуации конца 2014 г. – начала 2015 г. Тогда из-за двукратной девальвации рубля россияне поспешили вложить сбережения в товары длительного пользования, например бытовую технику, электронику, автомобили и недвижимость. Девальвация тогда была намного глубже – в 2 раза против нынешних 5–10%, рассуждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Основная причина, почему россияне три года назад инвестировали в товары, – высокая инфляция: 11,4% по итогам 2014 г., напоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В новейшей истории России такой низкой инфляции никогда не было: в январе – феврале она опустилась до 2,2% в годовом выражении, в марте ускорилась до 2,4%.
Кроме того, тогда у населения были сбережения, а сейчас средств на покупки у людей нет, добавляет Тихомиров. С тех пор население заметно обеднело, говорит и Орлова. Уровень бедности вырос с 10,7% в 2012 г. до 13,8% по итогам девяти месяцев 2017 г. Реальные доходы населения падают четыре года подряд. В 2017 г. они сократились в 75% регионов, сказала директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.
Не видят поводов для аналогий и ритейлеры. Изменений в покупательской активности не наблюдается, говорит Андреева. Как правило, после резкого изменения курса рубля покупатели машин наблюдают за развитием событий 1–2 недели и только потом принимают решение о покупке, поясняет топ-менеджер крупного автодилера. К тому же сейчас мало кто из людей хранит сбережения в валюте в отличие, например, от 2008 г., да и финансовые возможности у покупателей сейчас ограничены, добавляет он.
Представитель «Эльдорадо» отметил небольшой всплеск покупательской активности, но с чем он связан, пока не ясно. Если снижение рубля продолжится, можно ждать всплеска активности людей, желающих успеть купить до подорожания, рассуждает Славинский, но она вряд ли будет сопоставима с концом 2014 г. Тогда потребители убедились в том, что это не лучший способ сохранить накопления, к тому же закредитованность населения снова растет, объясняет он.
Кризис только начался, нужно посмотреть, как он будет развиваться, говорит Тихомиров: в случае обострения геополитической напряженности давление на рубль может возрасти. Если же ситуация стабилизируется, рубль может укрепиться. Но пока те, кто побежит в магазины, могут оказаться в проигрыше, полагает он. С учетом высокой цены на нефть нынешнее падение рубля похоже на истерику, считает президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев.
В подготовке статьи участвовали Екатерина Бурлакова, Татьяна Ломская, Владимир Штанов, Валерий Кодачигов, Наталья Ищенко