Украинские железнодорожные колеса могут исчезнуть с российского рынка

С 5 апреля они будут обложены повышенной антидемпинговой пошлиной – 34%
Украинские железнодорожные колеса могут исчезнуть с российского рынка
Украинские железнодорожные колеса могут исчезнуть с российского рынка / Интерпайп

В четверг, 5 апреля на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) вступают в силу повышенные антидемпинговые пошлины на железнодорожные колеса из Украины. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Сейчас пошлина составляет 4,75%. С 5 апреля она вырастет до 34,22%. Такое решение ЕЭК приняла еще 28 февраля. Но до сих пор не было объявлено о дате повышения пошлины.

Действующая сейчас антидемпинговая пошлина была установлена еше в 2016 г. Но рынок она не защитила, говорит представитель ЕЭК. Повторное антидемпинговое расследование установило, что поставки железнодорожных колес с Украины продолжали расти, причем темпами, в 3,4 раза превышающими рост рынка ЕАЭС, продолжает представитель комиссии.

По сути, речь идет лишь об одном производителе – украинском «Интерпайпе» семьи Виктора Пинчука. По данным ЕЭК, на него приходится 99,5% импорта железнодорожных колес в страны ЕАЭС. В 2016 г. цены на продукцию с Украины без учета антидемпинговой пошлины снизились на 11,1% в долларовом выражении и на 1,9% в рублевом выражении, приводит данные представитель ЕЭК: «Такие действия украинского производителя привели к снижению доли производителей стран ЕАЭС в 2016 г. на 7,2% при увеличении товарных запасов на 213,8%».

Впрочем, продукция «Интерпайпа» могла дешеветь по вполне объективным причинам. За 2016 г. гривна подешевела по отношению к доллару на 12,7% и на 25,5% – к рублю. В 2017 г. тенденция продолжилась – по отношению к доллару гривна опустилась еще на 4,2%, к рублю – на 8,9%.

Введение пошлины выше 30% приведет к полному вытеснению «Интерпайпа» с российского рынка, уверен гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, доля «Интерпайпа» в производстве стальных колес в странах бывшего СССР в 2017 г. составила 14,4% (179 424 штуки), а ее цена для России была в среднем на 10% ниже, чем у российских производителей. Основным производителем стальных колес в России является ОМК Анатолия Седых. На ее долю приходится 54% рынка в странах бывшего СССР. На Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова приходится 28,3%.

Всего в 2017 г., по данным Бурмистрова, в России было произведено 1,024 млн колес, в 2016 г. - в два раза меньше.

Представители «Интерпайпа» и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей».

Директор по взаимодействию с госструктурами и корпоративной социальной ответственности ОМК Андрей Шиханович рассказал «Ведомостям», что в 2017 г. «Интерпайп» поставил на российский рынок около 200 000 колес. Это позволило ему увеличить долю на рынке до 25%. Еще в 2013 г., по словам Шихановича, доля украинских колес на российском рынке не превышала 13%. По его оценкам, с 2007 г. внутреннее потребление стальных колес в России не превышает 1,2-1,3 млн. На долю производства железнодорожных колес приходится порядка 10% в структуре выручки ОМК, отмечает собеседник «Ведомостей».

На рынке наблюдается дефицит цельнокатаных колес, говорит представитель одного из крупнейших производителей вагонов в России – Объединенной вагонной компании (ОВК). К этому привели резкое увеличение спроса на колеса как для производства, так и для ремонта грузовых вагонов, а также рост поставок на экспорт, говорит он. «Выпавший объем «Интерпайпа» еще более усугубит ситуацию», – уверен представитель ОВК.

Источник, близкий к одной из вагоностроительных компаний, уверен, что ситуация на рынке колес будет ухудшаться: «ОМК и Evraz уже говорят о своей полной загрузке и переносят сроки заказов на конец лета». Вызванный решением ЕЭК дефицит колес достаточно быстро приведет к очередному росту цен, что приведет к сотням миллионов рублей потерь вагоностроителей и сервисных компаний, прогнозирует он.

Представитель ОМК уверен, что опасения потребителей о росте цен и возникновении дефицита напрасны. Общие мощности производителей железнодорожных колес в ЕАЭС составляют 1,5 млн колес, а в 2019 г. могут увеличиться до 1,65 млн, указывает он.