Железнодорожные операторы жалуются на рост стоимости колес для грузовых вагонов
Они обвиняют в сговоре металлургов. С начала года цены выросли уже на 30%Тренд на удорожание колесных пар для грузовых вагонов продолжился, сообщили «Ведомостям» несколько источников в компаниях-операторах. В июне – июле их стоимость после ремонта в вагонно-колесных мастерских в среднем выросла на 8%, говорит один из них. Основная причина – рост стоимости цельнокатаных колес (ЦКК) на 13%, считают два собеседника. Рост цен носит «спекулятивный характер» и искусственно сдерживает производство в пик их востребованности, добавляет один из них. Рост с начала года составил уже около 30%.
Рост стоимости продукции обоснован – он связан с увеличением экспортных цен на металл и девальвацией рубля, считает аналитик БКС Олег Петропавловский. Для сравнения: стоимость арматуры, по его данным, также выросла за месяц в цене на 18%.
В январе 2017 г. Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на увеличение цены ЦКК более чем на 30% в период с января 2016 по январь 2017 г. В этом году на фоне увеличения спроса на ЦКК наступит дефицит, что еще больше увеличит цену, предупреждает союз. Эксперт союза прогнозировал в 2017 г. рост производства до 760 000 единиц (раньше – 560 000) из-за массовой замены ЦКК после окончания жизненного цикла. Тогда ФАС отказалась от рассмотрения обращения, сославшись на несоблюдение регламента подачи заявления (с письмом службы ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердили представители нескольких компаний-операторов). Аналогичные обращения в ФАС подали Первая грузовая компания и РЖД (их представители факт подтвердили). В частности, президент РЖД Олег Белозеров отмечал тогда (с документом ознакомились «Ведомости), что повышение цены на ЦКК увеличит финансовую нагрузку на собственников грузовых вагонов, связанную с их плановым и внеплановым ремонтом. Это повлияет, по его словам, и на тариф предоставления операторами вагонов. Представитель ФАС не ответил на запрос.
Основные производители колес – Выксунский металлургический завод (входит в Объединенную металлургическую компанию, ОМК), Evraz, Нижнетагильский металлургический комбинат (входит в группу Evraz) и украинская компания «Интерпайп». Представитель ОМК данные о повышении стоимости ЦКК не опроверг, но уточил, что контрактные цены в июне – июле не изменились. Представитель Evraz от комментариев отказался, его коллега в «Интерпайпе» не ответил на запрос «Ведомостей». На долю российских производителей приходится почти 90% всех поставок (данные СОЖТа). Но наиболее привлекательная стоимость комплектующих сейчас у «Интерпайпа», говорит источник в операторской компании. Завод, по его словам, сдерживает очередной общерыночный скачок цен, хотя и имеет ограниченное предложение на российском рынке.
Сейчас уведомление о росте цен на ЦКК получили компании, входящие в СОЖТ, обоснованность роста пока не ясна, сообщил представитель союза. «Доля украинских производителей ЦКК на российском рынке минимальна, поэтому российские компании получили монопольное право и активно этим пользуются», – добавил он. Непредсказуемый рост цен на диски и низкий уровень конкуренции среди сертифицированных производителей отметил и представитель «Трансойла». Его коллега в РЖД пояснил, что монополия «уже зафиксировала повышение закупочных цен на ЦКК для холдинга с начала года до 22%». Новую корректировку он не комментирует.
С начала года цены на колесные пары повышались уже дважды и вполне вероятно, что текущая ставка не является финальной, отметил заместитель гендиректора по техническому развитию ФГК Сергей Порядин. «По сети складывается непростая ситуация – в последние семь лет закупки колесных пар на рынке были незначительны, а сейчас собственники готовы их обновлять, – говорит Порядин. – Металлурги, понимая, что число поставщиков на рынке ограничено, увеличивают цену на свою продукцию».
Решением проблемы, по мнению источника в компании-операторе, станут условия, при которых собственники вагонов смогут централизованно и по оптовым ценам закупать ЦКК у производителей, а затем передавать их в вагоноремонтные предприятия для установки. «Такой механизм минимизирует расходы собственников вагонов», – уверен собеседник.