В России появятся невозвратные билеты на поезда дальнего следования

Такие билеты будут дешевле на десятки процентов
В России регулируются только тарифы на проезд в плацкарте
В России регулируются только тарифы на проезд в плацкарте / Евгений Егоров / Ведомости

3 апреля Госдума приняла в третьем чтении поправки в Устав железнодорожного транспорта. Они разрешают перевозчику не возвращать деньги за неиспользованный билет на поезд дальнего следования, проданный по нерегулируемым тарифам. В России регулируются только тарифы на проезд в плацкарте. Цены на все остальные – купе, СВ и проч., а также на сидячие места в скоростных поездах («Сапсан», «Аллегро», «Ласточки») – устанавливает РЖД. Именно на них и могут появиться невозвратные билеты.

Сейчас при возврате билета за восемь часов до поездки и более пассажир получает обратно полную его стоимость, при возврате за 2-8 часов удерживается половина стоимости плацкарты (составная часть цены билета, формирует от 35 до 80% общей стоимости в зависимости от класса обслуживания), при возврате менее чем за два часа – удерживается вся стоимость плацкарты.

Поправки вступят в силу с 1 января 2019 г. «По результатам исследования, интерес к невозвратным билетам, имеющим более низкую стоимость, высказали 60% опрошенных пассажиров, – говорит представитель РЖД. – РЖД поддерживает эту законодательную инициативу». В 2017 г. по сети РЖД перевезено 102,3 млн пассажиров дальнего следования, в том числе свыше 95 млн человек пришлось на 100%-ную «дочку» РЖД – Федеральную пассажирскую компанию (ФПК). Примерно 60-65% пассажиров ФПК перевозятся плацкартными вагонами, уточнил представитель компании. Скоростными поездами оперируют сами РЖД.

«Минимальная разница между невозвратным и полностью возвратным железнодорожным тарифом в Европе составляет 20%», – говорит руководитель железнодорожного направления туристического агрегатора OneTwoTrip Максим Азаров: сервис сравнил цены пяти европейских операторов SNCF, Trenitalia, Thalys, Scandinavian Rail и Renfe (возят пассажировов Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Норвегии и Нидерландов). При этом почти на половине из рассмотренных направлений поездка по невозвратному билету будет кратно дешевле, чем по возвратному. Например, поездка из Рима в Венецию, из Милана в Турин, из Парижа в Лион, из Стокгольма в Гетеборг без возможности вернуть средства будет более чем в три раза дешевле билета по «гибкому» тарифу, рассказал Азаров.

Опыт авиации

В 2014 г. в России были законодательно разрешены невозвратные авиабилеты - эти поправки пролоббировал «Аэрофлот», готовившийся к запуску своего лоукостера. «У российских авиакомпаний разница в стоимости невозвратных билетов начинается от 1000 руб., – говорит партнер Bain & Company Андрей Панов. – Разница в стоимости возвратных и невозвратных железнодорожных билетов зависит от длительности перевозки, времени до отправления поезда и правил возврата, поскольку возвраты бывают со штрафами и без». Например, у SNCF на маршруте Париж – Лион разница начинается с 10 евро и может доходить до 70 евро, достигая 70% стоимости билета, указывает Панов.

При правильной ценовой политике будет очень высокий спрос на невозвратные железнодорожные билеты, считает эксперт. Большинство пассажиров в любой стране мира и на любом транспорте в первую очередь интересует цена. Невозвратность позволит поддерживать низкую стоимость, поскольку снизится риск перевозки бесплатно пустого места, рассуждает Панов. Доля невозвратных авиабилетов в России в общем количестве авиабилетов существенно превышает 50%, добавил Панов. Представитель Utair (третьего по трафику авиаперевозчика России) говорил, что только по самому дешевому безбагажному тарифу «Лайт» перевозится около 60% пассажиров авиакомпании. Но у авиакомпании есть и другие более дорогие невозвратные тарифы.

«РЖД будет даже проще, поскольку российские путешественники уже привыкли к гибкой тарификации авиакомпаний, для них не ново само понятие невозвратного тарифа, – говорит Азаров. – Доля возвращаемых железнодорожных билетов невелика, по итогам прошлого года среди клиентов OneTwoTrip она составляет около 5%». Очевидно, что РЖД стремятся повысить привлекательность железнодорожного транспорта. Компания начинает использовать те же механизмы, что и авиакомпании, например развивает электронные продажи, увеличивает глубину продаж с 45 до 90 дней, добавил Азаров.

В России регулируются только тарифы на проезд в плацкарте